Мозг на сковородкеВ новом сезоне ведущие телеканалы обещают порадовать нас еще большим количеством кулинарных шоу и интеллектуальных викторин. Умная игра «на деньги» появится даже на телеканале «Культура», вести ее будет Андрей Максимов. И только госканал «Россия» и впредь не намерен развлекать аудиторию. Больше всего человек любит читать про еду и смотреть на нее, считают на телевидении. Особенно утром в выходные. Это отчасти объясняет количество кулинарных шоу на нашем телевидении, которых меньше в новом сезоне не станет. Еще приятнее, лежа на диване, смотреть интеллектуальную викторину, возмущаясь глупостью игроков и понимая, что если бы не крайняя занятость, то разыгрываемый приз (от миллиона рублей до статуса самого умного) уж точно был бы у вас в кармане. Волноваться не надо – и этого развлечения нас в новом сезоне не лишат. Первым кулинарным шоу на нашем телевидении была программа Андрея Макаревича «Смак». С конца 1994 авторское кулинарное шоу Макаревича выходит еженедельно, по субботам, на «Первом канале» и входит в топ-20 развлекательных программ, занимая в среднем 16 место. По данным TNS Gallup Media, по Москве доля составляет 23%, а по России – 19,6%. Долгое время «Смак» оставался единственным кулинарным шоу, теперь же такая передача (а то и несколько) есть практически на каждом канале. В новом сезоне на «Первом канале», скорее всего, «Смак» останется. На НТВ – самом «кулинарном» канале будут выходить целых три шоу: «Кулинарный поединок» (лицензионная версия немецкой программы Koch-duel), «Едим дома» с Юлией Высоцкой и мультяшные «Вкусные истории». «Истории» начинали выходить на «Первом», но уже несколько сезонов как переселились на НТВ. Изуверская программа, в которой игрушечные продукты сами себя моют, чистят, режут и потом лезут в кастрюлю, имеет изрядный успех (доля программы, по данным TNS Gallup Media, по Москве составляет в среднем 15%). В прошлом сезоне на НТВ было на одно кулинарное шоу больше – с полгода выходила программа «Время есть», но ее закрыли. А вот программа Юлии Высоцкой, то исчезавшая из эфира, то вновь появлявшаяся, скорее всего выживет, говорят на канале. На ТВЦ уже третий год продолжит выходить программа «Лакомый кусочек», имеющая небольшую, но вполне стабильную аудиторию: доля, даже в летние месяцы, составляет примерно 7,5%. «Во-первых, зрители получают от кулинарных шоу эстетическое удовольствие, – объясняет популярность кулинарных шоу Андрей Слепченко, руководитель проектов КОМКОН-Медиа. – Банальная готовка предстает перед домохозяйкой (а именно она и является основной зрительницей этого формата) очень эстетично – все чисто, красиво, всегда под рукой у повара нужные продукты, всякая блестящая утварь и бытовая техника. Никаких засаленных досок, тупых ножей и тому подобного. Кроме того, люди на экране не просто готовят, но и получают от этого видимое удовольствие. Второй аспект, конечно, практический: зритель узнает новые рецепты, поварские приемы и ухищрения – в общем, учится готовить. И, наконец, на мой взгляд, самое главное: в современных кулинарных шоу присутствует больше шоу, чем кулинарии. Телевидение уже давно научилось кулинарить не просто хорошо и аппетитно, но – и это самое главное – развлекательно. Людям рассказывают анекдоты или истории из жизни знаменитостей, показывают, как приглашенная звезда неловко чистит картошку, устраивают состязания между участниками и т.д. То есть люди любят смотреть не на еду, и даже не на то, как её готовят – люди любят смотреть развлекательные передачи. При этом если они как-то связаны с едой и процессом ее приготовления – тем лучше...». Согласно исследованиям КОМКОН-Медиа, кулинарные шоу «Смак» («Первый канал»), «Кулинарный поединок» (НТВ) и «Лакомый кусочек» (ТВЦ) смотрит 35,5% – то есть более трети городского населения России. Считать, что кулинарные программы смотрят только женщины, желающие узнать парочку новых рецептов, не стоит. «Лакомый кусочек» на ТВЦ, в отличие от «Смака» и «Кулинарного поединка», по данным КОМКОН-Медиа, мужчины смотрят почти так же часто, как и женщины (44% аудитории). Но и у «Кулинарного поединка» мужская аудитория составляет 36,5%, а у «Смака» – 37,6%. Аудитория «Лакомого кусочка» отличается также и по возрасту аудитории – зрители этой программы несколько моложе. К интеллектуальным играм и викторинам российская аудитория питает настоящую страсть. Заработать своим умом денег или, в случае «Умников и умниц», стать студентом МГИМО, или хотя бы узнать, что самый умный – именно ты или твой ребенок, всегда интересно. Согласно данным КОМКОН-Медиа, программы «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» («Первый канал»), «Своя игра» (НТВ), «Самый умный» (СТС) и «Алфавит» (ТВЦ) смотрит больше половины российской аудитории – 63,5%. Средний возраст зрительской аудитории интеллектуальных шоу – 40 лет. Аудитория программ «Что? Где? Когда» и «Умников и умниц» одинакова – средний возраст – 39 лет. Самая «старая» аудитория – у «Миллионера» (40), а самая молодая у «Самого умного» (СТС) – 34 года. Мужчины смотрят интеллектуальные шоу ничуть не менее охотно, чем женщины. По данным КОМКОН-Медиа, 44,1% аудитории перечисленных шоу составляют именно мужчины. «Вообще, форматы интеллектуальных игр очень сильно разнятся, и аудитории, например, «Что? Где? Когда?» и «Кто хочет стать миллионером?» отличаются как по социально-демографическому портрету, так и по стилю жизни и психографическим особенностям, – объяснил Андрей Слепченко «Газете.Ru». – Поэтому делать выводы типа «интеллектуальные шоу приятны тем, что дают почувствовать себя умнее прочих», думаю, не совсем верно. Возможно, это один из факторов. Но в то же время очевидно, что есть часть аудитории, которой просто импонирует сама идея телевидения, заставляющего задуматься, проявить эрудицию, узнать что-то новое, наконец. Таких людей традиционно много среди зрителей старшего поколения, привыкших к тому, что кроме развлекательной у ТВ есть еще и просветительская и образовательная функции». Наибольшая аудитория, как и рейтинги, у программы «Кто хочет стать миллионером?» – доля программы, по данным TNS Gallup Media, стабильно и давно колеблется в районе 30%, а по данным КОМКОН-Медиа. Программа, естественно, останется в эфире и в новом сезоне. На канале она занимает промежуточное место между разухабистым «Полем чудес» и интеллектуальным казино «Что? Где? Когда?», у которого аудитория поменьше. Шоу, выходящее с 1975 года, стабильно входит в двадцатку самых рейтинговых программ канала, занимая в среднем третье место. По данным TNS Gallup Media, доля аудитории по Москве – 30,9%, а по России – 26%. Другая программа-долгожительница, отмечающая в этом году десять лет – «Своя игра» (НТВ), тоже лицензионная. Успех ее вполне стабилен – по данным TNS Gallup Media, по Москве с начала года в аудитории составляет в среднем 17-18%, а по России – 13%. Будет выходить программа и в следующем сезоне. Изменится время эфира – на час раньше, в 16-55. Изменится и главный приз. Ожидается возвращение в программу мэтров, которые отдыхали в этом сезоне, уступив место простым смертным. На СТС продолжит выходить шоу «Самый умный». Первый эфир игры состоялся в марте 2003 года. Первая же программа взяла хороший старт с рейтингом 4,7 и долей аудитории 10%. Поначалу игры проходили со взрослыми представителями различных профессий: военные, учителя, врачи. Затем организаторы игры решили, что дети создают самые интригующие и интересные шоу. Первый школьный турнир прошел осенью – зимой 2003 года. Средняя доля за период март-апрель 2004, по данным TNS Gallup Media, в аудитории от 6 до 54 лет – 13,7 %, а в аудитории от 4 до 17 лет – 20,5%. А вот шоу Федора Бондарчука «Кресло» в новом сезоне не будет. Права на нее закончились, и их решено не продлевать. Российские зрители в отличие, к примеру, от американских «Креслом» не слишком увлеклись. Видимо, у нас все-таки любят такие программы за интеллектуальную составляющую, а не за пугающую атмосферу на площадке. А вот программа «Естественный отбор» на канале REN-TV, в основе которой лежит тот же принцип – задавать людям каверзные вопросы и при этом создавать максимально некомфортную для них обстановку, продолжит выходить. В новом сезоне в программе будут участвовать «звезды» канала REN-TV, а также Отар Кушанашвили, Владимир Турчинский, Амалия Гольданская, Мария Бутырская, Илья Авербух, Павел Майков, Настя Макаревич и ее «сокурсницы» из «Лицея» и футболисты московского «Спартака». Успехами интеллектуальных шоу впечатлились даже и на канале «Культура», где в новом сезоне может появиться игра на деньги, вести которую будет Андрей Максимов. А вот канал «Россия», на котором никогда не было ни кулинарных, ни интеллектуальных шоу, не спешит ими обзаводиться. Раньше это не вписывалось в их концепцию, а сейчас уже поздно: у всех каналов есть такие шоу и ввязываться в борьбу на чужом поле «Россия», видимо, не хочет. Газета.RU |