31.08.2004

Буш сделал выводы из поражения отца



Простота манер и речи, а также всеобъемлющий прессинг соперника – главные предвыборные технологии хозяина Белого дома

«Мы пережили спад, скандалы в фирмах и теракты. Мы преодолели все это благодаря рабочим Америки», – из микрофона на митинге в городе Уилинге в штате Западная Вирджиния звучит хорошо знакомый всем американцам чуть осипший голос президента страны Джорджа Буша. Звучат выкрики и аплодисменты. Приглашенные на предвыборную встречу местные шахтеры и сталевары шумно приветствуют президента. Буквально накануне съезда Республиканской партии Буш совершил поездку с выступлениями по еще окончательно не определившимся со своими симпатиями штатам Огайо, Западная Вирджиния и Пенсильвания.

Голос с хрипотцой, краткие резаные фразы, порой спонтанная оговорка – таковы особенности речи Буша. Даже если они сложились, что говорится, своим ходом, Буш старается в этой манере ничего не менять. Простота и ясность речи – своего рода фирменный знак Джорджа Буша-политика.

Может быть, это излишняя простота, так сказать, примитивизм или простоватость? Откровенно говоря, так и считают противники и критики Буша. Прямо противоположного мнения политтехнологи из его избирательного штаба. По их мнению, это выигрышная черта президента. Как объясняет американский ученый Закари Уайт, занимающийся проблематикой коммуникации в университете Сан-Франциско, речь и манеры Буша ассоциируют его с обычными людьми. Они видят, что он говорит просто, понятно и уверенно. Отвечает сразу, не занимаясь подбором подходящих слов, поэтому иногда заикается или выговаривает неточно. Одним словом, рубаха-парень. Кстати говоря, Буш любит просто одеваться, по крайней мере у себя на ранчо в Кроуфорде: ковбойские сапоги, джинсы, простая куртка. Этот имидж – мостик к основной массе избирателей, которые тоже не могут похвастаться высокими показателями IQ.

По словам Уайта, соперник Буша на нынешних выборах сенатор-демократ Джон Керри нередко утомляет своих слушателей длинными логически выстроенными рассуждениями. Такие доводы не доходят до сознания нетерпеливых людей, считает Уайт. Подобная манера – минус для кандидата.

Здесь назван лишь один из рецептов политической кухни президента, добивающегося своего переизбрания на второй срок. Главный же, очевидно, его политическое трудолюбие. Буш подробно знает ситуацию в каждом штате, много ездит с выступлениями, добиваясь поддержки со стороны избирателей. «Это главные выборы в его жизни», – говорят его помощники.

Как часто заявляет Буш, он старается не манкировать своими президентскими обязанностями и поэтому не отвлекается на текущие дела его избирательной кампании. В действительности же он занимается ею много и тщательно. Буш встает в 5 часов утра (он привык ложиться спать рано), сразу же знакомится с материалами печати. Затем ему докладывают новости, в том числе отклики на его выступления, а также содержание заявлений Керри, сделанных накануне вечером. Отдельно изучаются данные опросов общественного мнения по штатам. Позднее Буш планирует действия с главными помощниками по выборам, прежде всего с политсоветником Карлом Роувом – с ним он может начать разговор по телефону, даже когда он находится в пути на работу.

По сведениям из окружения президента, он сделал должный вывод из поражения своего отца на выборах 1992 года: нельзя сидеть сложа руки, переизбрание не происходит автоматически, избиратели голосуют за того, кто энергично борется за свой пост, добиваясь их поддержки. Отсюда та большая энергия и организаторские усилия, которых Буш не жалеет для достижения победы.

У избирательной кампании Буша есть и маленькие хитрости. Например, помощники президента периодически организуют для него встречи с тщательно подобранными группами избирателей-республиканцев, на которых он отвечает на их вопросы. Встречи позволяют обкатать тезисы избирательной кампании и дают позитивный видовой материал для телевидения.

Буш и его помощники считают, что вопросы национальной безопасности, а не состояния экономики являются главной темой нынешней избирательной кампании. А эта тема для действующего президента – наиболее выигрышная. В отличие от Керри, выдвинувшего тезис о необходимости перемен в Вашингтоне, они объясняют избирателям, что коней на переправе не меняют. Избирателю внушают, что только переизбрание Буша поможет ему обрести уверенность в своей безопасности.

Важнейшая особенность избирательной кампании Буша – боевитость. Лидер республиканцев требует от своих помощников ни на день не ослаблять нажима на Керри. Он сам знакомится с текстами выступлений соперника, выделяя те моменты, на которые надо прореагировать. Если Буша его политтехнологи подают как человека стабильного, уверенного в себе и знающего на перспективу, что надо сделать для Америки, то Керри они представляют как человека непостоянного, меняющего свою позицию в зависимости от конъюнктуры. Показывают, например, что он голосовал за резолюцию, одобрявшую войну в Ираке, но не поддержал законопроект о выделении на нее ассигнований, высказывался то за сокращение налогов, то за введение новых.

«Он сделал ошибку, надо хвататься за нее», – такое замечание сделал две недели назад Буш, когда узнал из программы телевидения очередное высказывание Керри по Ираку. Сенатор заявил, что, даже «зная то, что он знает сейчас», то есть будучи осведомленным об отсутствии у иракцев оружия массового уничтожения, он все равно проголосовал бы за резолюцию о войне. Политтехнологи Буша представили эти высказывания как очередной пример непостоянства взглядов Керри.

Подобная тактика в конечном счете срабатывает. Активная пропаганда тезиса о «переменчивости» Керри в сочетании с выступлениями ветеранов войны во Вьетнаме, оспаривающими правомерность военных наград сенатора, принесли плоды. Вместо ожидавшегося скачка популярности сенатора вслед за съездом демократов в Бостоне его рейтинг снизился. По последним данным, популярность Керри ныне чуть-чуть ниже, чем у Буша.

Напрасно Керри жалуется на несправедливость нападок на него и требует, чтобы Буш отмежевался от его хулителей. Президент откликнулся на эту просьбу и даже выразил свое «восхищение» тем, что его соперник проливал кровь на войне. За Керри заступились и видные политики–участники войны, в том числе сенатор-республиканец Джон Маккейн, но нападки на него даже усилились. На выборах, что говорится, как на войне – пощады не жди. Схватка за рейтинги продолжается, и в ней, похоже, Бушу ловкости не занимать.



Независимая газета