АФК "Система" пошла в кино. Российская корпорация создала продюсерскую компанию в ЛюксембургеЕлена Виноградова Татьяна Романова Кирилл Корюкин Пока российские киностудии ищут инвестиции, АФК Система решила, что куда выгоднее финансировать производство фильмов за рубежом. Корпорация вложила 10 млн евро в картины с голливудскими звездами, а в следующем году готова потратить вдвое больше. Впрочем, в будущем Система собирается организовать в России производство фильмов для зарубежного проката. В сентябре на кинорынке в Торонто пройдет премьера снятой в Италии мелодрамы A Good Woman по мотивам пьесы Оскара Уайлда с Хелен Хант, Скарлетт Йоханссон и Томом Уилкинсоном. Генеральным продюсером фильма выступила люксембургская компания Thema Production. Как рассказал Ведомостям управляющий директор Thema Production Михаил Дунаев, Система создала эту компанию в ноябре 2003 г. Система, по его словам, владеет 75% акций люксембургской компании, остальные принадлежат группе частных лиц. В Системе подтвердили эту информацию. Как крупный телекоммуникационный оператор, Система заинтересована в собственном кинопродукте, говорит Дунаев. Система планирует создание интерактивного телевидения в Москве, а глава АФК Владимир Евтушенков упоминал ранее о планах в области дециметрового телевещания. По словам управляющего директора Thema Production, компания зарегистрирована в Люксембурге, поскольку законодательство европейских стран освобождает от налога на прибыль средства, инвестированные в кинопроизводство в пределах 20% от бюджета фильма. Thema финансирует фильмы с бюджетом до 12 млн евро, вкладывая 30-40% из средств Системы. Столько же вносят инвесторы из Люксембурга и Великобритании, заинтересованные в налоговых льготах, остальное берут на себя копродюсеры, говорит Дунаев. Система уже инвестировала в производство фильмов на Западе около 10 млн евро, рассказывает Дунаев. Сейчас Thema завершает производство трех картин: триллера Three с Билли Зейном и топ-моделью Келли Брук, семейной картины King of Thieves, а также нового фильма Вуди Аллена c рабочим названием WASP. Его копродюсером является медиаконсорциум BBC. Представители BBC были вчера недоступны в связи с национальным праздником, но на международных интернет-сайтах, посвященных кино, медиаконсорциум значится продюсером фильма вместе с Thema. На следующий год Система вдвое увеличит инвестиции в западное кинопроизводство, и Thema Production рассчитывает запустить около 10 картин, часть из которых будут снимать в СНГ. Западные продюсеры заинтересованы в производстве фильмов за пределами ЕС это позволяет сэкономить, говорит Дунаев. Запад интересует много тем, связанных с Россией, добавляет он. По его словам, Thema Production ведет переговоры о производстве фильмов о блокаде Ленинграда, о Гагарине, Рахманинове и истории побега из ГУЛАГа группы заключенных. Система уже несколько лет инвестирует в российское кинопроизводство: ее дочка Народное кино оплатила съемки фильмов Жизнь одна и Темная ночь. Но в европейский кинопроект корпорация вкладывает на порядок больше: на фильмы Народного кино Система потратила около $1 млн, сообщили в отделе общественных связей АФК. Производить фильмы на английском языке с участием западных звезд разумнее, объясняет Дунаев: впоследствии можно показывать фильм по всему миру. Но у Thema и Народного кино будут и общие проекты, отметили в Системе. Единственный известный до сих пор проект съемок на Западе на российские деньги фильм Masked & Anonymous с Пенелопой Круз и Микки Рурком, в который продюсер Владимир Досталь и совладелец лесопромышленной компании Континенталь Менеджмент Николай Макаров вложили, по их собственным утверждениям, около $4 млн. Российские продюсеры сомневаются, что европейский кинопроект принесет Системе прибыль. Европейское кино не рыночный бизнес, уверяет продюсер компании "Слово" Елена Яцура, из пяти фильмов четыре провалятся в прокате. Европейское кино живет за счет дотаций, говорит она. Кинопроизводство рискованное занятие, соглашается Сергей Сельянов, директор кинокомпании СТВ. Он считает, что Россию невыгодно использовать как съемочную площадку из-за низкого сервиса и высоких цен. Яцура говорит о нехватке в стране опытных специалистов менеджеров, операторов, вторых режиссеров. Но Дунаев уверяет, что для Системы инвестиции в мировое кино будут прибыльны. Запланированная доходность проектов Thema Production на уровне 20%, уверяет он. Ведомости |