31.08.2004

АФК "Система" пошла в кино. Российская корпорация создала продюсерскую компанию в Люксембурге



Елена Виноградова
Татьяна Романова
Кирилл Корюкин

Пока российские киностудии ищут инвестиции, АФК “Система” решила, что куда выгоднее финансировать производство фильмов за рубежом. Корпорация вложила 10 млн евро в картины с голливудскими звездами, а в следующем году готова потратить вдвое больше. Впрочем, в будущем “Система” собирается организовать в России производство фильмов для зарубежного проката.

В сентябре на кинорынке в Торонто пройдет премьера снятой в Италии мелодрамы A Good Woman по мотивам пьесы Оскара Уайлда с Хелен Хант, Скарлетт Йоханссон и Томом Уилкинсоном. Генеральным продюсером фильма выступила люксембургская компания Thema Production.

Как рассказал “Ведомостям” управляющий директор Thema Production Михаил Дунаев, “Система” создала эту компанию в ноябре 2003 г. “Система”, по его словам, владеет 75% акций люксембургской компании, остальные принадлежат “группе частных лиц”. В “Системе” подтвердили эту информацию.

Как крупный телекоммуникационный оператор, “Система” заинтересована в собственном кинопродукте, говорит Дунаев. “Система” планирует создание интерактивного телевидения в Москве, а глава АФК Владимир Евтушенков упоминал ранее о планах в области дециметрового телевещания.

По словам управляющего директора Thema Production, компания зарегистрирована в Люксембурге, поскольку законодательство европейских стран освобождает от налога на прибыль средства, инвестированные в кинопроизводство в пределах 20% от бюджета фильма. Thema финансирует фильмы с бюджетом до 12 млн евро, вкладывая 30-40% из средств “Системы”. Столько же вносят инвесторы из Люксембурга и Великобритании, заинтересованные в налоговых льготах, остальное берут на себя копродюсеры, говорит Дунаев.

“Система” уже инвестировала в производство фильмов на Западе около 10 млн евро, рассказывает Дунаев. Сейчас Thema завершает производство трех картин: триллера Three с Билли Зейном и топ-моделью Келли Брук, семейной картины King of Thieves, а также нового фильма Вуди Аллена c рабочим названием WASP. Его копродюсером является медиаконсорциум BBC. Представители BBC были вчера недоступны в связи с национальным праздником, но на международных интернет-сайтах, посвященных кино, медиаконсорциум значится продюсером фильма вместе с Thema.

На следующий год “Система” вдвое увеличит инвестиции в западное кинопроизводство, и Thema Production рассчитывает запустить около 10 картин, часть из которых будут снимать в СНГ. Западные продюсеры заинтересованы в производстве фильмов за пределами ЕС — это позволяет сэкономить, говорит Дунаев. “Запад интересует много тем, связанных с Россией”, — добавляет он. По его словам, Thema Production ведет переговоры о производстве фильмов о блокаде Ленинграда, о Гагарине, Рахманинове и истории побега из ГУЛАГа группы заключенных.

“Система” уже несколько лет инвестирует в российское кинопроизводство: ее “дочка” “Народное кино” оплатила съемки фильмов “Жизнь одна” и “Темная ночь”. Но в европейский кинопроект корпорация вкладывает на порядок больше: на фильмы “Народного кино” “Система” потратила около $1 млн, сообщили в отделе общественных связей АФК. Производить фильмы на английском языке с участием западных звезд разумнее, объясняет Дунаев: впоследствии можно показывать фильм по всему миру. Но у Thema и “Народного кино” будут и общие проекты, отметили в “Системе”.

Единственный известный до сих пор проект съемок на Западе на российские деньги — фильм Masked & Anonymous с Пенелопой Круз и Микки Рурком, в который продюсер Владимир Досталь и совладелец лесопромышленной компании “Континенталь Менеджмент” Николай Макаров вложили, по их собственным утверждениям, около $4 млн.

Российские продюсеры сомневаются, что европейский кинопроект принесет “Системе” прибыль. “Европейское кино — не рыночный бизнес, — уверяет продюсер компании "Слово" Елена Яцура, — из пяти фильмов четыре провалятся в прокате”. Европейское кино живет за счет дотаций, говорит она. Кинопроизводство — рискованное занятие, соглашается Сергей Сельянов, директор кинокомпании СТВ. Он считает, что Россию невыгодно использовать как съемочную площадку из-за низкого сервиса и высоких цен. Яцура говорит о нехватке в стране опытных специалистов — менеджеров, операторов, вторых режиссеров.

Но Дунаев уверяет, что для “Системы” инвестиции в мировое кино будут прибыльны. “Запланированная доходность проектов Thema Production — на уровне 20%”, — уверяет он.



Ведомости