Италия передумала. Авиакомпании могут не повышать цены до уровня AlitaliaОлег Митяев Итальянские власти отказались от попыток заставить British Airways и другие европейские авиакомпании установить такие же высокие цены на билеты, как у Alitalia. Это было сделано под давлением европейских властей, партнеров по Евросоюзу, авиакомпаний-конкурентов и потребителей. К тому же Еврокомиссия может изменить законодательство и запретить ценовые ограничения на авиабилеты. На прошлой неделе Итальянская служба гражданской авиации (ENAC) приостановила действие своего приказа от 29 июля, который требовал от иностранных компаний поднять цены на дальние рейсы в страны, не входящие в Европейский союз, до уровня Alitalia. С формальной точки зрения указание итальянских властей месячной давности был законно, власти Великобритании и Германии в свое время прибегали к таким же мерам, но потом отказались от этой практики. Внутренний авиарынок Европейского союза полностью либерализован с 1997 г. Но это не относится к перелетам в третьи страны, которые регулируются двусторонними межгосударственными соглашениями. А они гласят, что иностранные авиакомпании, осуществляющие полеты в третьи страны с пересадкой в своем базовом аэропорту, не имеют права перевозить пассажиров дешевле, нежели местный перевозчик прямыми рейсами. British Airways, в частности, нарушала это положение, предлагая перелет из Рима в Нью-Йорк за 322 евро, в то время как Alitalia за свой прямой рейс в Нью-Йорк брала 497 евро. Но British Airways обратилась в Еврокомиссию с жалобой на приказ ENAC, заручившись поддержкой своего правительства. Затем к Великобритании присоединились Германия и Голландия. Среди обществ потребителей борьбу с Alitalia возглавил голландский Consumentenbond при поддержке крупнейшего европейского союза потребителей BEUC. Он призвал Нидерланды, которые сейчас председательствуют в ЕС, предъявить претензии Италии. На Италию оказала давление и Еврокомиссия. Две недели назад комиссар ЕС по антимонопольной политике Марио Монти направил письмо итальянскому правительству, в котором выразил свое беспокойство по поводу решения ENAC. А транспортный директорат Евросоюза запросил у всех 25 членов Евросоюза информацию об их двусторонних авиационных соглашениях, чтобы изучить возможность введения новых правил на рынке авиаперевозок. В British Airways отмену приказа ENAC назвали победой единого европейского рынка. Я приветствую решение правительства Италии, которое вернуло на рынок авиасообщений здравый смысл, заявил директор British Airways Эндрю Кан. В Еврокомиссии тоже довольны решением ENAC, так как оно принято в интересах потребителей. Но быстрого принятия изменения европейского законодательства в отношении авиаперевозок ожидать не следует. Еврокомиссия ожидает получить от правительств сведения об их двухсторонних соглашениях в сентябре, но, для того чтобы разобраться в них, могут потребоваться месяцы. Цель этой процедуры определить, следует ли отменять эти соглашения, пояснила "Ведомостям" представитель Еврокомиссии. Директораты Еврокомиссии транспортный и по конкурентным рынкам ожидают ответов на свои запросы, прежде чем решить, какие шаги предпринять, если они, вообще, потребуются. (Использованы материалы DJ, FT, 27.08.2004.) Ведомости |