02.09.2004


ТНК-BP сортирует танкеры. Компания хочет перевозить свою нефть только на надежных судах



Татьяна Егорова

Две крупные аварии танкеров с нефтью Тюменской нефтяной компании заставили ее преемника — ТНК-BP ужесточить требования к состоянию судов. Компания проинспектировала флот своих контрагентов. По итогам проверки ТНК-BP уже отказалась от услуг некоторых судоходных компаний.


ТНК-BP была создана в сентябре 2003 г. в результате слияния российских компаний ТНК, “СИДАНКО” и “ОНАКО”, а также нефтегазовых активов ВР в России и на Украине. Компанией владеют на паритетной основе британская ВР и группа российских инвесторов (“Альфа-групп”, Access Industries и “Ренова”). Акционеры ТНК-ВР также контролируют 50% акций “Славнефти”. ТНК-ВР – третья по размеру нефтяная компания в России. В 2003 г. средний объем добычи нефти составил 1,276 млн баррелей в сутки (64 млн т в год). Сегодня компания добывает около 1,4 млн баррелей в сутки. С 6 апреля по 31 августа ТНК-BP перевезла речным транспортом 1,194 т нефти и нефтепродуктов (за всю навигацию планирует перевезти 1,8 т).

Осенью 2002 г. у побережья Испании потерпел аварию греческий танкер Prestige, перевозивший добытую ТНК нефть. А год назад в Самарской области сгорел танкер “Виктория” судоходной компании “Аншип” с 1000 т нефти компании ТНК на борту. Эксперты оценили тогда ущерб от аварии в $5 млн. Вице-президент ТНК-BP по продажам и логистике Джонатан Коллек говорит, что компания впредь намерена не допускать подобных инцидентов. Поэтому теперь для морских перевозок компания использует только те суда, которые значатся в базе данных BP Shipping как соответствующие всем стандартам. А вот речные танкеры компания решила подвергнуть собственной проверке. Для этого ТНК-BP наняла BP Shipping.

Вице-президент “Волготанкер АМС” (управляющая компания “Волготанкера”) Андрей Клейменов поясняет, что предприятия группы BP, как правило, фрахтуют только те суда, которые соответствуют стандарту BP-vetting. По его мнению, ему не соответствует практически ни одно судно, работающее в российских внутренних водах. Поэтому был разработан специальный “промежуточный стандарт” — ISF. Каждый год требования будут повышаться, пока флот контрагентов не будет доведен до стандарта BP-vetting.

Коллек рассказывает, что по заказу ТНК-BP специалисты BP Shipping проинспектировали более 100 судов. По итогам проверки с частью судовладельцев ТНК-BP решила расстаться. По его словам, одной судоходной компании был выплачен “существенный” штраф, потому что ТНК-BP расторгла с ней контракт до его истечения. Он не сказал, что это был за судовладелец и какую неустойку выплатила ему нефтяная компания. Но суммарные расходы ТНК-BP на эту программу за год Коллек оценивает ориентировочно в $5 млн с учетом того, что фрахт танкеров, прошедших процедуру веттинга (проверки на соответствие стандартам), обходится дороже. Сейчас, рассказывает представитель ТНК-BP, его компания работает с восемью судовладельцами.

Среди прочих инспектированию со стороны ТНК-BP подверглись суда “Волготанкера”. Андрей Клейменов рассказывает, что процедуру веттинга в 2003 г. прошли 10 судов компании, а в 2004 г. “Волготанкер” намерен увеличить их число до 22. Всего у компании 353 судна, и в перспективе “Волготанкер” намерен весь свой флот довести до стандартов BP-vetting. В бюджете на этот год на эти цели “Волготанкер” заложил $1 млн. “Компания готова нести эти затраты, потому что это позволит расширить фронт работ и увеличит ее капитализацию”, — говорит Клейменов.

Заместитель гендиректора “Совкомфлота” Игорь Борисенко говорит, что процедуру веттинга, как правило, проводят нефтяные мейджоры. Этим нефтяники пытаются застраховать себя от возможных аварий и неизбежных в этом случае претензий. “В случае разлива нефти ответственность разделяется между всеми сторонами. Претензии предъявляются не только к судовладельцу, но и владельцу нефти. И страховка, как правило, покрывает только часть огромных расходов, которые иногда достигают миллиардов долларов”, — поясняет Борисенко. Однако российские нефтяники утверждают, что они тоже бдительно следят за танкерами, которые перевозят их нефть. “Наши танкеры соответствуют всем мировым стандартам”, — уверяет представитель “ЛУКОЙЛа”. “У нас этим занимаются трейдеры, покупающие нефть”, — вторит ему менеджер другой нефтяной компании.



Ведомости