ТНК-BP сортирует танкеры. Компания хочет перевозить свою нефть только на надежных судахТатьяна Егорова Две крупные аварии танкеров с нефтью Тюменской нефтяной компании заставили ее преемника ТНК-BP ужесточить требования к состоянию судов. Компания проинспектировала флот своих контрагентов. По итогам проверки ТНК-BP уже отказалась от услуг некоторых судоходных компаний.
Осенью 2002 г. у побережья Испании потерпел аварию греческий танкер Prestige, перевозивший добытую ТНК нефть. А год назад в Самарской области сгорел танкер Виктория судоходной компании Аншип с 1000 т нефти компании ТНК на борту. Эксперты оценили тогда ущерб от аварии в $5 млн. Вице-президент ТНК-BP по продажам и логистике Джонатан Коллек говорит, что компания впредь намерена не допускать подобных инцидентов. Поэтому теперь для морских перевозок компания использует только те суда, которые значатся в базе данных BP Shipping как соответствующие всем стандартам. А вот речные танкеры компания решила подвергнуть собственной проверке. Для этого ТНК-BP наняла BP Shipping. Вице-президент Волготанкер АМС (управляющая компания Волготанкера) Андрей Клейменов поясняет, что предприятия группы BP, как правило, фрахтуют только те суда, которые соответствуют стандарту BP-vetting. По его мнению, ему не соответствует практически ни одно судно, работающее в российских внутренних водах. Поэтому был разработан специальный промежуточный стандарт ISF. Каждый год требования будут повышаться, пока флот контрагентов не будет доведен до стандарта BP-vetting. Коллек рассказывает, что по заказу ТНК-BP специалисты BP Shipping проинспектировали более 100 судов. По итогам проверки с частью судовладельцев ТНК-BP решила расстаться. По его словам, одной судоходной компании был выплачен существенный штраф, потому что ТНК-BP расторгла с ней контракт до его истечения. Он не сказал, что это был за судовладелец и какую неустойку выплатила ему нефтяная компания. Но суммарные расходы ТНК-BP на эту программу за год Коллек оценивает ориентировочно в $5 млн с учетом того, что фрахт танкеров, прошедших процедуру веттинга (проверки на соответствие стандартам), обходится дороже. Сейчас, рассказывает представитель ТНК-BP, его компания работает с восемью судовладельцами. Среди прочих инспектированию со стороны ТНК-BP подверглись суда Волготанкера. Андрей Клейменов рассказывает, что процедуру веттинга в 2003 г. прошли 10 судов компании, а в 2004 г. Волготанкер намерен увеличить их число до 22. Всего у компании 353 судна, и в перспективе Волготанкер намерен весь свой флот довести до стандартов BP-vetting. В бюджете на этот год на эти цели Волготанкер заложил $1 млн. Компания готова нести эти затраты, потому что это позволит расширить фронт работ и увеличит ее капитализацию, говорит Клейменов. Заместитель гендиректора Совкомфлота Игорь Борисенко говорит, что процедуру веттинга, как правило, проводят нефтяные мейджоры. Этим нефтяники пытаются застраховать себя от возможных аварий и неизбежных в этом случае претензий. В случае разлива нефти ответственность разделяется между всеми сторонами. Претензии предъявляются не только к судовладельцу, но и владельцу нефти. И страховка, как правило, покрывает только часть огромных расходов, которые иногда достигают миллиардов долларов, поясняет Борисенко. Однако российские нефтяники утверждают, что они тоже бдительно следят за танкерами, которые перевозят их нефть. Наши танкеры соответствуют всем мировым стандартам, уверяет представитель ЛУКОЙЛа. У нас этим занимаются трейдеры, покупающие нефть, вторит ему менеджер другой нефтяной компании. Ведомости |
|||