02.09.2004

ТВ и радио в преддверии нового сезона. Состоялась совместная пресс-конференция Национальной Ассоциации телерадиовещателей (НАТ), АНО "Интерньюс" и НП "Медиа Комитет"



27 августа с.г. в Большой гостиной московской гостиницы "Арбат" состоялась совместная пресс-конференция Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), АНО "Интерньюс" и НП "Медиа Комитет".
Совместное мероприятие для прессы проводилось тремя ведущими отраслевыми организациями в рамках подготовки к VIII Международному Конгрессу НАТ, который пройдет 20 -23 октября 2004 года параллельно с Первой международной выставкой профессионального оборудования и технологий для теле-, радио- и интернет-вещания "НАТ Экспо" в новом выставочном комплексе "Крокус Экспо".

По мнению генерального директора НАТ Андрея Сафронова, одним из важнейших событий для медиаиндустрии стало упразднение МПТР, возглавляемого Михаилом Лесиным, и то, что профильным министерством для рынка СМИ стало Министерство культуры и массовых коммуникаций.
Главным итогом конференции стала идея о необходимости создания отраслевого объединения юристов СМИ для формирования, внедрения в законотворческую практику механизма обязательной индустриальной общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов.
Создание такого объединения действительно реально представляется сверхактуальным как в силу множества проблем, связанных с законодательством, которые существуют сегодня, так и с многократно анонсированным внесением на обсуждение в Думу то ли нового проекта закона о СМИ, то ли поправок к нему, то ли его новой редакции.
Еще одно знаковое событие для медийной индустрии - объявленный передел телерекламного рынка
-Идея создания независимого сейлс-хауса, который мог бы составить конкуренцию "Видео Интернэшнл" обсуждалась неоднократно. Новая структура, как понималось в медиасообществе, должна была продавать рекламное время "Первого канала", НТВ и ТНТ, а "Видео Интернэшнл" продавало бы рекламу на "России", СТС и Ren-TV. Но в июне было объявлено: ВГТРК будет создавать собственную структуру рекламных продаж, НТВ и ТНТ по-прежнему будут работать через "НТВ-Медиа", а "Первый канал" продлит контракт с "Видео Интернэшнл".

ТВ И РАДИО В ПРЕДДВЕРИИ НОВОГО СЕЗОНА

Согласно недавно обнародованным данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), общий объем рекламного рынка в первом полугодии 2004 года вырос более чем на треть по сравнению с первым полугодием 2003 года.
Телевизионный сегмент рынка был по-прежнему динамичным и увеличился за полугодие на 36 %, его объем составил $ 720 - 730 млн. Радийный сегмент развивался медленнее - 24 % за полугодие, а объем - $ 60 - 65 млн.
Новый телевизионный сезон непосредственно на телерынке начинается с закрепившегося в прошедшем сезоне расклада сил - в плотной конкуренции три "двойки" каналов-лидеров: "Россия" - "Первый канал": у них примерно по 20-25% доли аудитории; НТВ - СТС: 10-12 % аудитории, ТНТ - Ren-TВ: 5-7 %.
По результатам прошедшего сезона ТНТ впервые в своей истории закончил год с прибылью - доходы канала увеличились почти в три раза, активно росла сеть вещания, по доле аудитории канал стабильно занимает пятое место на рынке и вещает в более чем в 700 населенных пунктах России, охватывая более 90 миллионов человек.
СТС в прошлом сезоне окончательно вошел в число основных игроков российского телевизионного рынка и остается самым динамично развивающимся телеканалом - аудитория телеканала достигла 100 миллионов человек. Активно продолжается консолидация сети и увеличение количества партнеров - важнейшей тенденцией прошедшего сезона стало то, что СТС вышел в лидеры на многих региональных телевизионных рынках и занял вторую и третью позиции по доле аудитории после "Первого канала" и "России".
Что касается сектора радио в медиаиндустрии, то первое и всем очевидное - это продолжающийся процесс концентрации радиобизнеса, консолидация рынка. В Москве до 70-80% радиостанций входят в холдинги. Таких компаний на московском рынке 8 и если в ближайшее время не появится какой-нибудь новый игрок, то ожидается поглощение успешными радийщиками менее прибыльных.
По данным самих московских вещателей, объем московского рынка в 2003 году, включая государственных вещателей - рекламу на государственных радиостанциях, составил $102,5 млн. долларов. Доля регионального рынка от московского традиционно составляет порядка 30-35 % при медленном увеличении доли региональных объемов радиорекламы весь объем российского рынка в 2003 году составил около $ 130-135 млн. долларов.
Второе - существует 3 явных бренда-лидера, которые держат 3 верхние строчки в рейтингах: "Русское радио", "Авторадио" и "Европа плюс". На сетевом рынке существуют 2 явных лидера - у каждого из них порядка 200 передатчиков - сеть радиостанций "Русское радио" и "Европа плюс".
Третья характеристика радиорынка - это наличие на нем трех явных компаний-лидеров: "Русская медиа-группа", Медиа-группа "Европа плюс" и Вещательная корпорация "Проф-медиа". Доля этих компаний в общем объеме радиорынка не менее 50 %. И отрыв этих компаний от всех остальных очень существенен. Очевидно, что они так и или иначе будут стремиться к своему дальнейшему укрупнению за счет покупки радиостанций и участия в конкурсах на новые частоты".
29 сентября состоится заседание ФКК по вопросам получения права на вещание, а также на разработку и освоение новых каналов.
15 июня прошло первое заседание нового состава Федеральной конкурсной комиссии (ФКК) по распределению телерадиочастот.
Комиссия по-прежнему будет состоять из 9 человек. При этом из предыдущего состава остались только трое - руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) Михаил Сеславинский, его заместитель - Андрей Романченко, занимавший в МПТР должность заместителя министра, и президент Академии Российского телевидения Владимир Познер, - отметил гендиректор НАТ, - Кроме того, в комиссию вошли главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей; президент НАТ Эдуард Сагалаев; председатель РГРК "Голос России", руководитель Секции радиовещания НАТ Армен Оганесян; специальный советник Генерального директора ЮНЕСКО Генрих Юшкявичюс и руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борис Боярсков. Возглавил комиссию заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций Леонид Надиров.
Важнейшим событием для российских телерадиовещателей гендиректор НАТ считает объявленное 27 мая с.г. решение Правительства РФ о принятии Россией стандарта цифрового вещания (европейский DVB - Digital Video Broadcasting), полный переход на который телерадиоиндустрия должна осуществить к 2015 году. Россия несильно отстает от мировой вещательной индустрии. Германия перейдет на цифровое вещание в 2010-м, Великобритания - в 2007-м. А вот в Японии цифровое ТВ станет обязательным и всеобщим уже в будущем году.
Для эффективного решения задачи полного перехода отечественного вещания на "цифру" НАТ считает принципиально необходимым создание рабочей группы с представительством интересов всех участников процесса внедрения в РФ системы цифрового вещания.
Это диктует и нынешняя ситуация с эксплуатацией и модернизацией телерадиовещательной сети, практикой расчета и взимания платежей за распространение сигнала. ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) ведет большую работу по замене устаревших передатчиков в регионах, начата замена аналоговых приемных спутниковых станций на многопрограммные цифровые. Все это, в основном, за счет заемных внебюджетных средств. Одним из источников средств для эксплуатации и модернизации сети являются доходы от основной деятельности РТРС - доставки телерадиосигнала, которые зависят от тарифов, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам РФ.
Неожиданно объявленное за месяц до начала нового телесезона повышение тарифов на распространение сигнала вызвало недоумение у вещателей и 11 августа с.г. НАТ выступила с открытым Обращением в адрес руководителей профильных ведомств и ФГУП "РТРС", предлагая до проведения соответствующих консультаций отложить вступление в силу с 1 сентября решения Федеральной службы по тарифам от 29 июля с.г.
Общая принципиальная позиция НАТ состоит в необходимости внедрения в практику процедуры индустриальной общественной экспертизы всех нормативных документов, касающихся вещания.