10.09.2004

Средство против воровства придумали операторы мобильной связи



Юлия Белоус
Павел Миледин

Некоторое время назад в строительной компании “ДОН-Строй” заметили, что уровень жизни водителей бетономешалок подозрительно повысился. Они стали приезжать на работу не на общественном транспорте, а на иномарках. Расследование показало, что источник благосостояния достаточно банален — воровство. Водители по пути на стройку просто сливали и продавали часть бетона. Общие убытки компании в результате достигали $20 000 ежемесячно. Бороться с воровством в “ДОН-Строе” решили современными способами — при помощи мобильных систем позиционирования.


Местоположение транспорта в таких системах определяется с помощью американской спутниковой системы GPS (Global Positioning System). Она вычисляет и передает географические координаты объектов по сотовой, спутниковой или транкинговой сети на центральный сервер услуги. Затем клиент может, зайдя в Интернет, на электронной карте увидеть, где находится интересующий его автомобиль. В комплектацию системы также могут входить датчики массы, вращения, температуры.

Как рассказали “Ведомостям” в компании “Регионтранк”, которая будет внедрять в “ДОН-Строе” системы мобильного позиционирования, бетономешалки оснастят навигационными GPS-приемниками и специальными датчиками вращения барабана. Когда бетон сливают, барабан начинает вращаться в противоположную сторону и сигнал тревоги передается в диспетчерский центр. Это позволит оперативно отследить воровство раствора. В управлении механизации “ДОН-Строя” подтвердили, что в компании планируют оборудовать строительный транспорт подобной системой, но сообщать подробности отказались.

По словам представителя “Регионтранка”, в “ДОН-Строе” сейчас используется порядка 20 бетономешалок, установка одного такого комплекта на машину стоит около $1000, а ежемесячная абонплата — около $50. При том что ущерб от воровства водителей составляет $20 000, внедрение может окупиться в первые два месяца.

Рынок услуг мобильных систем слежения за транспортом для корпоративных клиентов появился в России всего несколько лет назад. Сейчас такими системами пользуются банки, охранные агентства, таксопарки, строительные компании, грузоперевозчики, компании экспресс-доставки.

По словам Михаила Хажинского, руководителя совместного проекта “МегаФона” и системного интегратора Race Communications WebLocator, все эти компании сталкиваются с одинаковыми проблемами. С одной стороны, они несут убытки от своих водителей, которые берут левые грузы, срывают сроки поставки, используют служебный транспорт в личных целях и даже продают новые детали автомобилей, заменяя их подержанными. С другой стороны, отсутствие контроля за водителями мешает оказать им в нужный момент помощь.

Мобильное позиционирование позволяет решить практически все эти проблемы. Система следит за перемещениями автомобилей с точностью до нескольких метров, а также дает возможность связываться с водителями для координации их действий. Оптимизируется скорость передвижения автомобилей, а значит, снижается расход на горючее и общую амортизацию автомобиля. А дополнительно установленные датчики массы, объема и температуры позволяют буквально поймать вороватых водителей за руку. По оценкам одного из клиентов WebLocator, курьерской компании “Кросс Бизнес-Курьер”, за один рейс система мобильного позиционирования позволяет сэкономить от 2000 до 4000 руб. В итоге уже на 6-9-й поездке система себя практически полностью окупает.

Кроме того, установка системы мобильного позиционирования на автомобиле также позволяет сэкономить на страховке транспортных средств и грузов. По словам руководителя департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимира Антипова, установка системы позиционирования может снизить стоимость страховки по риску “угон” до 50%. Правда, такие скидки возможны, если оператор достаточно широко известен и имеет серьезный диспетчерский центр, позволяющий определить местонахождение машины с точностью до дома.

Как отметил Хажинский, иногда компаниям в результате внедрения системы мобильного позиционирования приходится сталкиваться с неприятными сюрпризами. Так, некоторые водители настолько противятся установке системы слежки, что их приходится увольнять.

В Москве системы мобильного слежения вскоре будут установлены и на городском общественном транспорте, а также машинах ГИБДД и “скорой помощи”. Этим сейчас в рамках городской программы “Система навигации и телематики для городского управления и населения на 2003-2005 гг.”. занимается дочерняя компания МТС — “Мобильные телематические системы позиционирования” (МТС-П). С помощью мобильного позиционирования машины будут выбирать оптимальные маршруты движения по столице и объезжать пробки. В результате автобусы должны будут ходить точно по расписанию, а “скорые” и дорожно-патрульные машины будут приезжать на вызов значительно быстрее.

По мнению Хажинского, рынок систем мобильного позиционирования сейчас только начинает развиваться и пока одним из основных сдерживающих факторов является высокая цена оборудования. Комплект WebLocator для одной машины обходится в $600 плюс ежемесячное обслуживание — $60. “Когда мы запускали WebLocator, то рассчитывали, что постепенно цена на оборудование снизится до $150-200, но этого, к сожалению, пока не произошло”, — отмечает Хажинский. А по мнению генерального директора компании “Регионтранк” Анатолия Зацепина, многие компании пока просто не понимают, что внедрение подобной системы в итоге значительно сократит их убытки.



Ведомости