Boeing ответит за бракованные спутники![]() Ведущие страховые компании, включая Marham Space Consortium и XL Specialty Insurance Co, подали иск в Международную торговую палату (Париж) на американскую корпорацию Boeing за производство бракованных спутников. Застраховав риски, связанные с запуском спутников производства Boeing, они потерпели убытки. Страховщики уже выплатили по страховым искам $800 млн. Но возмещения они требуют не всей суммы ущерба, а лишь части – а именно, $250 млн, которые они заплатили владельцу спутника Thuraya-1 компании Thuraya Satellite Telecommunications Company из ОАЭ. Представитель Boeing подтвердил, что руководство компании получило от страховщиков официальное требование о возмещении убытков, однако об их намерении подать в суд ему ничего не известно. Он подчеркнул также, что Boeing признал наличие проблемы в первых версиях 702-го спутника и с тех пор внес изменения в модель. Осенью 2001 года компания Boeing Satellite Systems (подразделение корпорации Boeing, которое занимается производством спутников) уведомила клиентов об имеющихся недостатках на спутниках связи, созданных на основе базовой платформы BSS-702. В частности, из-за дефектов в конструкции солнечных батарей возможно падение мощности источников электропитания. В корпорации уверяли, что этот факт никак не повлияет на длительность пребывания спутников на геостационарной орбите, но Boeing заявил о готовности выплатить до $1 млрд своим клиентам, которые столкнулись с проблемами при эксплуатации спутников бракованной серии. Выполнил ли Boeing обещание – неизвестно. Но вот проблемы у заказчиков корпорации действительно начались. Спутник Anik-F1 канадского оператора связи Telesat Canada теряет мощность бортовых источников питания быстрее, чем это предполагалось. Если тенденция сохранится, то уже к 2005 году аппарат будет полностью неработоспособен. Отклонений в работе еще пяти спутников серии BSS-702 пока не замечено. Все они должны функционировать на орбите до 2010–2012 годов. Это помимо канадского Anik-F1, XM Rock и XM Roll (компании XM Satellite Radio), Galaxy-11 и PanAmSat-1R (компании PanAmSat), и Thuraya-1 (компании Thuraya Satellite Telecommunications из Объединенных Арабских Эмиратов). Если страховщики выиграют дело, то выплата $250 млн поставит под сомнение рентабельность коммерческих запусков Boeing. Сейчас этот вид бизнеса приносит корпорации примерно $850 млн. Аналитики исследовательской спутниковой компании Futron предупреждают, что после 2004 года у коммерческих запусков неблагоприятная перспектива. Не исключено, что в дальнейшем Boeing сосредоточится на военном рынке, сократив, таким образом, присутствие в коммерческом секторе отрасли. Логично, что в этом случае ушедших от Boeing клиентов примут Европа и Россия. Газета.RU |