16.09.2004

Владимир Путин шагнул в нетуда. Запад изучает его действия



Во вторник вечером госсекретарь США Колин Пауэлл в интервью агентству Reuters выразил обеспокоенность последними инициативами Владимира Путина по реформированию системы госвласти (см. Ъ от 14 сентября) и заявил, что происходящее в России "по своим последствиям является шагом назад от демократических реформ". Вслед за этим сразу несколько европейских политиков также заявили о необходимости соблюдения российскими властями общепринятых демократических норм. В ответ глава МИД РФ Сергей Лавров вчера объявил, что происходящие процессы в России являются ее внутренним делом, а реформы будут осуществляться при "полном соблюдении демократических ценностей и процедур".

       Первая реакция официальных лиц госдепартамента США на объявленную президентом РФ Владимиром Путиным реформу системы госвласти (одним из главных ее элементов станет отмена всенародных губернаторов, кандидатуры которых будут утверждать региональные парламенты по представлению президента) была сдержанно-положительной. Через несколько часов после заседания правительства РФ в понедельник помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Элизабет Джонс в интервью ИТАР-ТАСС отметила, что "принимаемые президентом Путиным меры для нейтрализации угрозы терроризма в России будут пользоваться поддержкой и пониманием". Правда, госпожа Джонс тут же заметила, что "большую важность имеет участие народа России в обсуждении таких решений, путей движения вперед; организация дебатов по поводу того, какие действия являются правильными, в наибольшей степени обеспечивают защиту от терроризма".

       На следующий день было распространено большое интервью, которое госсекретарь Колин Пауэлл дал агентству Reuters. Среди многих вопросов, поднимавшихся в этом интервью (нераспространение оружия массового поражения, Иран, Ливия и др.), центральное место заняли проблемы, связанные с предложениями президента РФ Владимира Путина по реформированию системы власти в России.

       В заявлениях госсекретаря прозвучала вполне очевидная мысль о том, что последние шаги российского руководства в Вашингтоне не приветствуют. "Мы и в самом деле испытываем озабоченность,– заметил господин Пауэлл.– Мы изучаем действия президента Путина, и я уверен, что мы проведем их обсуждение". Пообещав подробнее обсудить эти проблемы с главой МИД РФ Сергеем Лавровым на следующей неделе, госсекретарь заявил, что "в стремлении преследовать террористов необходимо соблюдать баланс и не делать шагов в сторону от демократических реформ и демократического процесса". И заметил, что происходящее сегодня в России "по своим последствиям является шагом назад от некоторых демократических реформ прошлого".

       Вчера слова своего шефа конкретизировал официальный представитель госдепартамента Ричард Баучер. "Мы ждем возможности обсудить эти шаги, эти предложения с российским правительством,– заявил он журналистам, подчеркнув при этом, что США солидарны с Россией в борьбе с терроризмом.– Важно найти правильный баланс между этой борьбой и продвижением вперед в демократических реформах и демократическом процессе". По словам официального представителя госдепа, последние шаги российского руководства, "несомненно, вызывают обеспокоенность в отношении нахождения правильного баланса и продвижения вперед, а не назад в области демократии".
       
Сигнал принят

       Европейские политики больше суток хранили молчание, прежде чем отреагировать на инициативы российского президента. Однако реплики госсекретаря США дали зеленый свет целой серии резких заявлений по поводу подхода руководства России к чеченской проблеме. Комиссар Евросоюза по внешней политике Крис Паттен отметил, что решение проблемы Чечни лежит в плоскости "дальновидной, гуманной и решительной политики", а не на путях ограничения демократии. Выступая на заседании Европарламента, господин Паттен заявил: "Я надеюсь, что правительство Российской Федерации не придет к выводу, что единственным ответом на терроризм является усиление власти Кремля... Борьба с терроризмом не оправдывает и не извиняет нарушения прав человека".

       Практически одновременно о намерении обсудить чеченскую проблематику заявила и Парламентская ассамблея Совета Европы. Докладчик ПАСЕ по гуманитарным проблемам в Чечне Тадеуш Ивиньский отметил в проекте резолюции, выносимой на сессию, открывающуюся в Страсбурге в начале октября, что, "к сожалению, ситуация в сфере безопасности и в гуманитарной сфере в Чеченской республике остается неудовлетворительной". Его коллега докладчик по проблемам прав человека Рудольф Биндиг констатировал, что "ситуация с правами человека в Чечне драматически не улучшилась".

       А лидер фракции зеленых в Европарламенте Даниэль Кон-Бендит прямо обвинил Россию в "возврате к царистской диктатуре во имя борьбы против терроризма".
       
Не учи другого

       Ответ на заявления западных политиков вчера дал находящийся в Астане глава МИД России Сергей Лавров. Он заявил, что "процесс административных, законодательных реформ в России является нашим внутренним делом". При этом он не стал возражать против заявлений госсекретаря США Колина Пауэлла о необходимости "выдерживать правильный баланс" и отметил, что "США на собственном опыте убедились, насколько непросто выдерживать такой баланс, когда после событий 11 сентября 2001 года они принимали очень серьезные меры, которые неоднозначно воспринимались и американским обществом, и мировым общественным мнением".

       Реформы в России – "наше внутреннее дело, и президент подчеркнул, что все предлагаемые им меры будут проходить все необходимые законодательные процедуры и осуществляться в рамках российской Конституции", заявил глава МИД РФ. Одновременно господин Лавров заметил, что было бы "по меньшей мере странно, если госсекретарь США, говоря о своей озабоченности неким, как он выразился, 'отходом от демократических ценностей' в Российской Федерации, пытался бы тем самым провести уже не раз звучавшую мысль о том, что демократия может быть только единой по чьему бы то ни было образцу. Мы же не комментируем американскую систему президентских выборов не прямым голосованием, а через коллегию выборщиков. Она существует, и мы воспринимаем это как внутреннее дело США".
       
"Критика через громкоговорители – не наша политика"

       В сложившейся ситуации обращает на себя внимание то, что первые лица ведущих государств мира пока не ввязались в обмен заявлениями. Очевидно, лидеры США и Западной Европы ожидают личных объяснений президента Путина, в связи с чем в ближайшее время последует серия телефонных переговоров между ним и главами государств и правительств Запада.

       Возможные сроки прояснения ситуации обозначил и сам госсекретарь Пауэлл, указав, что вопрос будет обсужден на следующей неделе, когда в Нью-Йорк для участия в сессии Генассамблеи ООН прибудет глава МИД РФ Сергей Лавров.

       Пока же заявления делают официальные представители органов власти. Вчера представитель Белого дома Скотт Макклеллан заявил, что Вашингтон "полностью поддерживает Россию в ее стремлении вести решительную борьбу с терроризмом и стоит плечом к плечу с российским народом". Говоря же о возможной озабоченности Вашингтона по поводу ущемления демократии, господин Макклеллан, не вдаваясь в детали, сослался на выступление госсекретаря Пауэлла и заметил, что "с российскими партнерами ведутся консультации с целью получения большей информации".

       Сходное заявление сделала вчера и представитель правительства Германии Бела Анда. По ее словам, меры, принимаемые президентом Путиным, должны рассматриваться через призму "очень сложной ситуации на Северном Кавказе". Госпожа Анда также отметила, что канцлер Герхард Шредер продолжит контакты с президентом РФ для более детального рассмотрения всех вопросов, вызывающих международный резонанс. "Критика через дипломатию громкоговорителей не является нашей политикой",– заметила госпожа Анда.

БОРИС Ъ-ВОЛХОНСКИЙ
       


Купюры

The Washington Post
Объявленное в понедельник решение Путина – это явный шаг к тирании в России, который не может быть оправдан необходимостью ведения борьбы с терроризмом. Эти планы Путин вынашивал долгое время. Он цинично использует ужасный теракт в Беслане в качестве предлога. И смысл действий Путина вполне ясен и не вызывает никаких сомнений. Путин старомодным способом устанавливает диктатуру по методике Фердинанда Маркоса, Анастасио Сомосы или Пак Чон Хи. Он заявляет, что ему нужно укрепить государство для борьбы с врагами. И они так говорили. Россия должна бороться с терроризмом. Но отмена выборов и подавление политических оппонентов Путина не имеет ничего общего с этим.
       
The Christian Science Monitor
       Объявленные Владимиром Путиным меры для обеспечения большей защиты России после трагедии в Беслане более служат для защиты его собственной власти, чем его страны. Каким образом изменение избирательного процесса может укрепить Россию перед угрозой новых терактов, абсолютно непонятно. Единственное разумное объяснение планов Путина... заключается в том, что они вписываются в его схему консолидации власти.
       
The Independent
       Гражданские свободы попираются по всему миру во имя "войны с террором"... Последней жертвой стала молодая демократия Российской Федерации... Президент Путин намерен сделать свою власть в РФ безграничной... Если он добьется принятия этих мер, он разрушит хрупкие демократические институты России, уже подорванные деспотическими мерами в отношении СМИ и преследованием оппозиционных политических партий.
       
Neues Deutschland
       Это свидетельствует о полном недоверии ко всему российскому обществу. Но президент не справится с неэффективностью власти, со служебными злоупотреблениями и коррупцией, которые вполне могут способствовать терроризму, если в будущем сосредоточит в своих руках еще большую власть.
       
Bremer Nachrichten
       Как на войне первой умирает правда, так в антитеррористической борьбе в качестве первой жертвы приходится оплакивать демократию. Эта печальная истина снова находит подтверждение именно в России... Видимо, в скором времени Россия окончательно откажется от западных представлений о государственности.
       
Arab News
       Вскоре после прихода к власти в 2000 году Путин приступил к свертыванию многих реформ, начатых после падения советского режима его предшественником Борисом Ельциным. Региональные лидеры оказывают Кремлю значительную поддержку, ведь они останутся у власти, если будут лояльны президенту. В парламенте доминируют сторонники Путина, в то время как почти все либералы находятся не у дел. Государственное телевидение весьма редко критикует политику президента.
       
"Бэйцзин цинняньбао"
       С момента принятия полномочий от Ельцина 31 декабря 1999 года Путин неустанно усиливал государственные структуры, чтобы поставить региональную власть под контроль единого центра. На самом деле, как полагают российские специалисты, у Путина просто не было другого выбора перед лицом террористической угрозы. Даже США выразили определенное понимание мер, принятых Путиным. Представитель Белого дома, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что "это внутреннее дело России".
       


КоммерсантЪ