Бюджет-2005: нет строчки – нет проблемыБюджет 2005 года может стать самым авантюристическим финансовым документом последних лет. На нем планируют опробовать элементы нового – целевого бюджетного планирования. Но пока Минфин не справился даже с чисто арифмитеской задачей – бюджеты субъектов РФ сбалансированы только на бумаге. В среду министр финансов Алексей Кудрин представлял депутатам обеих палат Федерального собрания России проект бюджета на 2005 год. Пока – в непринужденной неофициальной обстановке: не в зале заседаний Госдумы, а в одном из московских отелей в рамках парламентских слушаний. Депутаты были настроены благодушно, но дискуссия показала, что проект Минфина вызывает много вопросов. Из слов министра Кудрина выходило, что главной характеристикой бюджета следующего года стало то, что бюджетные расходы увеличились практически по всем направлениям. Правительство в 2005 году намерено дополнительно увеличить расходы на национальную оборону на 107 млрд рублей, финансирование антитеррористической деятельности на 50 млрд рублей. Эти суммы дополнят запланированные ранее бюджетные расходы на оборону и безопасность в размере 528 млрд рублей. Из бюджета-2005 будут профинансированы ряд реформ – монетизация льгот, административная реформа, реформа госслужбы, а также меры по усилению обороноспособности и безопасности страны и опережающее погашение госдолга. Наряду с повышенными расходными обязательствами на бюджет-2005 ложится дополнительная «моральная» нагрузка – проект бюджета следующего года станет как бы предпилотным: на нем правительство уже начнет упражняться в целевом бюджетном планировании, чтобы бюджет-2006 года был уже целиком сформирован в соответствии с этой системой. Аудитор Счетной палаты (СП) Владимир Пансков даже назвал проект бюджета-2005 «революционным». Но, оговорился он, не со всеми «новациями» можно согласиться, и у проекта ряд недостатков. В Счетной палате считают, что у авторов проекта бюджета-2005 «серьезные проблемы» с макроэкономическими показателями, сообщил аудитор. «Ожидаемая оценка роста ВВП занижена», – пояснил чиновник. Никаких особенных расчетов, кроме того, что при нынешних прогнозах Минэкономразвития удвоить ВВП в указанный президентом срок не удастся, аудитор СП не привел. Более пристального внимания заслуживает другое замечание контрольного органа к минфиновскому документу. По мнению СП, бюджеты регионов РФ не сбалансированы: Минфин не учел ряд факторов, в том числе рост тарифов, степень износа основных фондов. Помимо этого есть прямые недоработки – например, в проекте бюджета отсутствует графа, указывающая размер возмещения НДС по экспортным операциям. Пансков отметил, что эта цифра год от года растет и уже достигла 83% начисленного НДС. «Видимо, правительство действует по схеме «нет строчки – нет проблемы», – предположил аудитор и продолжил список отсутствующих строк расходов. Так, проектом не предусматриваются компенсации в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) – в отличие от Пенсионного фонда России, на покрытие дефицита которого из Стабфонда будет направлено около 75 млрд рублей. А ведь фонды ОМС со снижением единого социального налога (ЕСН) в 2005 году тоже будут испытывать дефицит. Его вынуждены будут покрывать региональные власти, на плечи которых в 2005 году лягут вдобавок тяготы по обеспечению основной части льготников денежными компенсациями взамен отмененных льгот. На эту же несправедливость обратили внимание Кудрина и члены Совета федерации – на регионы ложится дополнительная нагрузка, и в то же время отменяется ряд федеральных «вливаний», в том числе выплаты по «северному завозу» и на увеличение зарплаты бюджетникам, компенсация роста тарифов естественных монополий. Алексей Кудрин заверил, что помощь регионам в 2005 году не отменяется, а напротив, даже увеличивается – почти на 50 млрд рублей (объем трансфертов регионам из федерального бюджета в 2004 году составит 317,2 млрд рублей). По оценке Минфина, у регионов в следующем году будет достаточно средств, в том числе и на то, чтобы повысить зарплату региональных бюджетников. Еще одно благодеяние федералов заключается в том, что средства эти будут «неокрашенными», и губернаторы вправе будут направить их туда, куда посчитают нужны. Но в Центре фискальной политики заверения министра подвергли сомнению. Исполнительный директор Центра Галина Курляндская заявила, что, по их расчетам, половина регионов не справится с задачами, поставленными Минфином. «Номинально региональные бюджеты действительно сбалансированы. Но в реальных цифрах расходы регионов превысят их доходы по меньшей мере на 120 млрд рублей», – сказала она. Сомнения у экспертов также вызывает денежная политика правительства. Концепции, в соответствии с которой из Стабфонда будут тратить деньги, нет. Две статьи расходов – покрытие дефицита ПФР и выплата внешних долгов – были взяты правительством произвольно. Вместо того чтобы направить средства Стабфонда на структурные реформы, правительство бессистемно собирается потратить их на затыкание бюджетных дыр, опасаясь, что выплеск «стабилизационных» денег в экономику приведет к неконтролируемому росту инфляции. «Стабфонд действительно может играть роль стерилизатора денежной массы, но использовать его для этих целей специально – это экзотично», – считает вице-президент РАН Александр Некипелов. Газета.RU |