Астронавт на час. У российских продавцов невесомости появился конкурент в СШАИгорь Цуканов Американская компания Zero-G Corp. начала продавать билеты жаждущим испытать ощущение невесомости. Стоит это удовольствие около $3000. Между тем в России подобные полеты совершаются уже не первый год и пользуются все большей популярностью.
Запуская проект, в Zero-G рассчитывали продать за первый месяц места хотя бы на два полета, но спрос на космические путешествия оказался гораздо выше. Не осуществив еще ни одного полета, Zero-G Corp. уже продала билеты на 20 рейсов вперед. Особенно заинтересовались предложением компании фирмы, стремящиеся предложить своим сотрудникам в качестве поощрения что-нибудь поинтереснее, чем банальные круизы, а также киностудии, воодушевленные возможностью вживую снять сцены в невесомости. Стоимость однодневной подготовки пассажира к полету и самого полета составляет $2950. Впервые обычные люди смогут ощутить, каково это быть невесомыми, говорит один из учредителей компании Питер Диамандис. Однако он несколько лукавит: предложение воочию убедиться в том, что Земля круглая, уже не назовешь уникальным, причем полеты совершаются на высоту гораздо больше, чем 3 км. В США совершить подобные полеты уже несколько лет предлагает компания Space Adventures. Использует она российский перехватчик МиГ-25, способный подниматься на высоту до 27 км. Правда, среди американцев такие путешествия особенной популярностью не пользуются. Ежегодно выполняется всего несколько полетов, рассказал Ведомостям представитель Space Adventures. Другое дело Россия: здесь полеты в невесомость все более популярны, отмечают в Space Adventures. В России эта компания сотрудничает с летным испытательным институтом в подмосковном Жуковском. Ежегодно мы организуем около 125 полетов на МиГ-25 и чуть меньше на Су-30, рассказала Ведомостям менеджер программ Space Adventures Ксения Нерсесова. По ее словам, самолеты поднимаются на высоту 16-30 км, где начинают выполнять различные фигуры, во время совершения которых пассажиры ощущают невесомость. Правда, и стоимость такого путешествия существенно дороже обещанной Zero-G: самая дорогая из предлагаемых программ (включающая проживание в элитных отелях и ряд других дополнительных услуг) составляет $12 000-14 000. Основные наши клиенты это иностранцы, причем больше всего американцев, говорит Ксения Нерсесова. Российские турфирмы отмечают растущий спрос на путешествия в стратосферу. За последние полгода интерес к полетам возрос, отмечает руководитель отдела приема иностранцев компании "Аэротур" Елена Дроздова. В год мы организуем не менее десятка таких полетов на сверхзвуковых истребителях МиГ-25, МиГ-29 и Су-27. Стоимость таких путешествий колеблется, по ее словам, от $8000 до $10 000, а длительность полета составляет около получаса. Организатором полетов выступает Центр подготовки космонавтов им. Гагарина (ЦПК), расположенный в Звездном городке. С ЦПК сотрудничает и компания Атлас Аэроспейс, выполняющая полеты на широкофюзеляжном аэробусе Ил-76МДК. Во время смены траектории движения самолета с горизонтальной на восходящую и при движении самолета через вершину петли создается режим кратковременной невесомости продолжительностью до 25 секунд. За все время полета пассажиры испытывают невесомость в течение примерно семи минут. Вдохновленные ростом интереса к стратосферному туризму, производители космической и авиатехники ведут разработки в этой области. Еще в 2003 г. европейский аэрокосмический концерн EADS предложил модернизировать российский МиГ-31, потолок высоты подъема которого сейчас едва превышает 20 км, и сделать из него туристический самолет, способный поднимать путешественников на высоту 30 км. Технической проработкой проекта обещала заняться германская компания Astrium, с российской же стороны к проекту подключились нижегородский авиационный завод Сокол и РСК МиГ. Пока, правда, как рассказал Ведомостям президент контролирующей Сокол группы компаний Каскол Сергей Недорослев, проект существует лишь в эскизном виде. Никто из его участников не готов принять на себя высокие финансовые риски (в прошлом году EADS оценивала стоимость проекта модернизации МиГ-31 в $50-100 млн), а переговоры на этот счет с одним из ведущих мировых туристических агентств, по словам Недорослева, успехом не увенчались. (Использованы материалы WSJ.) Ведомости |
|||