16.09.2004

У "Системы" появился конкурент. Микроэлектроникой занялся Сергей Веремеенко



Роман Дорохов
Александр Борейко

Как стало известно “Ведомостям”, бывший совладелец и управляющий Межпромбанка Сергей Веремеенко приобрел контрольный пакет зеленоградского завода “Ангстрем” — одного из крупнейших отечественных предприятий микроэлектроники. По замыслу инвестора “Ангстрем” должен за 2-3 года увеличить оборот до $500 млн, и специалисты называют эти планы реалистичными.


Крупнейшими отечественными предприятиями микроэлектроники являются зеленоградские заводы “Микрон” (его контролирует АФК “Система”) и “Ангстрем” – ключевой актив в структуре госхолдинга “Российская электроника”. По данным завода “Ангстрем”, в апреле 2004 г. 23% его акций принадлежали непосредственно “Российской электронике”, еще 8% – компании “Концерн “Центр информатики и электроники”, 10,1% – “Системе”. Остальными акциями владели менеджеры и сотрудники завода, а также различные юрлица. Еще 5,4% акций принадлежали Sunway, основному партнеру “Ангстрема” из Гонконга, крупному производителю часов и калькуляторов.

Как рассказал “Ведомостям” Сергей Веремеенко, недавно он и его партнеры завершили сделки по приобретению более 50% акций зеленоградского завода “Ангстрем”. По его словам, свои бумаги продали около 20 акционеров из числа менеджеров завода и компаний — российских и иностранных. Веремеенко не назвал цену приобретения, но капитализацию “Ангстрема” банкир оценивает в $250 млн.

Нынешнее оборудование “Ангстрема” позволяет выращивать кристаллы с размером отдельного элемента (транзистора) в 0,8-1,2 мкм. Чем меньше элементы, тем больше их можно разместить на одном кристалле — и тем совершеннее получаются микрочипы. Например, последние процессоры Pentium 4 используют технологию 0,09 мкм, а первым процессорам этой линейки хватало и 0,18 мкм. Нынешнее оборудование “Ангстрема” позволяет производить лишь микрочипы для часов или калькуляторов. Аналогичную продукцию выпускает зеленоградский завод “Микрон”.

Сергей Веремеенко говорит, что решил вложить деньги в разработанный руководством “Ангстрема” и “Российской электроникой” инвестиционный проект. Речь идет о приобретении оборудования IBM, которое позволит выпускать уже компьютерные микропроцессоры, две трети которых планируется продавать за рубеж. Банкир рассчитывает, что инвестиции в $200 млн позволят “Ангстрему” через 2-3 года довести оборот до $500 млн, а прибыль — до $30-50 млн. Веремеенко не назвал нынешний оборот предприятия, но эксперт этой отрасли оценил его в $50-70 млн.

“Возможности завода "Ангстрем" позволяют достигать 0,18 мкм и выше”, — признает Григорий Сизоненко, генеральный директор ИВК (этой компании до 2002 г. принадлежал зеленоградский завод “Квант”). Он уверен, что “Ангстрем” сможет приносить прибыль больше $50 млн в год, если войдет на рынок более высоких точностей.

Но заводу предстоит соперничать с производителями из Юго-Восточной Азии, предупреждает директор по инвестициям компании “Русские технологии” (входит в “Альфа-групп”) Владимир Бернштейн. “В предприятия ЮВА инвестировали миллиарды долларов, и точность на заводах там составляет 0,13-0,11 мкм, — говорит он. — Но "Ангстрем" может найти ниши, в которых российские микропроцессоры окажутся конкурентоспособными”.

Планы Веремеенко оказалось неожиданностью для других акционеров “Ангстрема” — “Российской электроники” и “Системы”. Гендиректор Концерна “Научный центр” (микроэлектронное подразделение АФК “Система”) Александр Гончарук узнал о смене контроля над “Ангстремом” от корреспондента “Ведомостей” и от комментариев отказался. “Для меня это было неким открытием”, — говорит гендиректор “Российской электроники” Валерий Дшхунян. По его словам, завод сейчас ищет деньги на приобретение спецоборудованиЯ уровня 0,18-0,25 мкм. Главный конструктор направления “Ангстрем” Владимир Гуминов оценивает необходимый объем инвестиций в $1 млрд, но Веремеенко рассчитывает приобрести оборудование в лизинг.

По замыслу нового инвестора “Ангстрем” станет основой целого направления под рабочим названием “Русская электроника” в составе холдинга, который создается вокруг принадлежащего Веремеенко Центркомбанка. В “Русскую электронику” должен войти и московский завод “Сапфир” — крупнейшее предприятие силовой электроники, которое Веремеенко выкупает за $30 млн у Межпромбанка.



Ведомости