17.09.2004

Аудиторы похоронили «Дельту»



Аудиторская компания Deloitte & Touche сомневается в жизнеспособности третьего по величине перевозчика США – Delta Airlines. Это заявление ставит под сомнение эффективность антикризисных мер, принимаемых руководством авиакомпании.

Американские авиакомпании, едва оправившиеся от кризиса рынка авиаперевозок после терактов 11 сентября 2001 года, снова на грани банкротства. Теперь – из-за высоких цен на нефть, которые с прошлого года поднялись почти вдвое, что привело к росту цен на авиационное топливо. Агентство Standard & Poor`s утверждает, что у авиакомпании исчерпали возможности перекладывать высокие расходы на топливо на пассажиров.

Alitalia уговорила сотрудников уволиться

Итальянская авиакомпания Alitalia достигла предварительного соглашения с профсоюзами о сокращении 2,5 тыс. сотрудников. Пресс-служба компании распространила заявление о сокращение персонала в 2004–2008 годах. Такая мера позволит Alitalia снизить расходы на сумму около 150 млн евро...

Кроме того, из-за высоких цен на авиатопливо реализация программ по обновлению парка воздушных судов может быть перенесена на более поздний срок. В первую очередь мрачные прогнозы аналитиков касаются небольших европейских компаний-перевозчиков и всех американских.

В подтверждение этого прогноза о критическом финансовом состоянии в сентябре объявили сразу две крупнейших компании – US Airways (седьмая по объемам перевозок в США) и Delta Airlines (третья по объемам перевозок в США).

На прошлой неделе руководство US Airways подало в суд заявление о банкротстве по 11-й статье. Она дает компании защиту от требований кредиторов на время реализации плана по оздоровлению бизнеса. US Airways уже второй раз за последние два года пользуется 11-й статьей. И, по мнению топ-менеджеров авиакомпании, ничего хорошего из этого не выйдет. Так, председатель совета директоров Дэвид Броннер не исключает окончательного банкротства и ликвидации компании.

Авиакомпании, работающие в сегменте low cost, предоставляют дешевые авиауслуги. Низкие цены на авиабилеты обеспечиваются низкими издержками: парк одинаковых самолетов, использование вторичных аэродромов, скромный сервис на борту, упрощение процедуры резервирования билетов.

Впрочем, президент компании Брюс Лэйкфилд не согласен с Броннером. Он призывает к дальнейшей реструктуризации активов компании в процессе банкротства: «US Airways, предлагающая невысокие цены потребителям, должна стать динамичным игроком на рынке».

Рынок явно поверил председателю Дэвиду Броннеру, а не оптимисту Брюсу Лэйкфилду. После заявления Броннера акции компании упали на 43%.

А вот на аналогичное заявление аудиторской компании Deloitte & Touche относительно Delta Airlines рынок отреагировал более спокойно.

А в среду задолжавшая кредиторам $20 млрд Delta Airlines также заявила о готовности воспользоваться 11-й статьей. В годовом отчете компании зафиксированы показатели, демонстрирующие ослабление финансовых позиций. По плану руководства Delta Airlines, временная защита от кредиторов позволит осуществить программу финансового оздоровления компании. Но независимый аудитор Delta Airlines – Deloitte & Touche – сомневается в том, что перевозчик способен выйти из кризиса и не верит в успех антикризисной программы топ-менеджмента.

Ее Delta обнародовала на прошлой неделе. Документ предусматривает экономию за счет значительного сокращения штата сотрудников – на 7 тыс. рабочих мест, а также реструктуризацию кредиторской задолженности. Delta Airlines готова отдавать долги самолетами и другим имуществом.

Например, держателям $2,6 млрд задолженности авиакомпании предложено за каждые $680 млн долга получить активов компании на $1,3 млрд.

Как Delta Airlines собирается гасить остальные долги, пока не понятно. Но если прогнозы аудиторов сбудутся и менеджменту не удастся реализовать план финансового оздоровления, Delta Airlines грозит ликвидация.

Но американские ученые между тем, проанализировав состояние рынка гражданской авиации США, пришли к парадоксальному выводу. «Сейчас действительно уникальное и замечательное время в истории американской авиации», – говорит Джеймс Брок, профессор экономики Университета Майами, исследователь авиапромышленности и авиабизнеса.

По мнению господина Брока, сегодняшний кризис рынка может привести к развитию низкобюджетных перевозок (low cost).

Газета.RU