Актуальное политическое искусство. Спустя сто лет российскую элиту снова нарисовалиВчера в Московском музее современного искусства два московских художника – Сергей Калинин и Фарид Богдалов – представили полотно 400х877 «Заседание Федерального собрания». Это, правда, очень условное Федеральное собрание, просто художники отобрали самых, на их взгляд, значительных политических деятелей последних лет. Отдельные фрагменты публика уже видела в прошлом году. ...Чуть больше ста лет назад русский художник Илья Репин представил публике монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения», уникальное по размерам (400х877) и по количеству изображенных персонажей – 81 человек. Картина была куплена одним из центральных ее персонажей – императором Николаем II. Из 81 человека узнаваем, пожалуй, только он сам, да еще с некоторыми сомнениями – сидящий по левую руку от царя граф Сергей Витте, на тот момент председатель Кабинета министров. Через 16 лет в силу известных событий полотно было экспроприировано и по сей день висит в Русском музее Санкт-Петербурга. По количеству персонажей Калинин и Богдалов переплюнули Репина, изобразив 89 человек. В одном из интервью Сергей Калинин сказал: «Это дидактический материал, по которому через несколько лет люди смогут узнать, кто творил историю в 2003 году». В каком-то смысле Репину было проще – члены Государственного совета по указанию царя обязаны были позировать по 40 минут, нынешние же законодатели никаких указаний, разумеется, не получали, поэтому приходилось писать по фотографиям. Репин был известным провокатором. Пытаясь оставаться в глазах публики свободным от политики художником, он тем не менее охотно выполнял прямые госзаказы. Может, не все помнят сейчас или не все знают, что, казалось бы, совершенно «антирежимная» картина «Бурлаки на Волге» была заказана не кем-нибудь, а тогдашним министром транспорта. Что же касается «Заседания Государственного совета», то это был прямой заказ императорской фамилии, и художник заранее хорошо знал, кто купит полотно. Калинина и Богдалова в полной мере придворными художниками не назовешь. Художники утверждают, что в отличие от их коллеги по изображению законодателей они пишут исключительно по зову сердца. Верно, прямого заказа от властей предержащих на картину не поступало. Тем не менее трудно представить себе, что два свободных, независимых художника пишут внушительных размеров полотно «в стол», «в воздух», не задумываясь о том, кто и за сколько это полотно приобретет. Еще год назад кое-какие фрагменты уже были куплены. Так, портрет Патриарха Московского и всея Руси Алексия II размером всего 120х150 «ушел» за 30 тыс. долл. Что же говорить о целой картине? Можно, конечно, гадать, где осядет полотно, однако предположить не так уж и трудно. Вообще Репин по сравнению с Калининым и Богдаловым даже в каком-то смысле опередил время. Репинский «Госсовет» был написан, когда Россия стояла на пороге Русско-японской войны, а заодно – и революции 1905 года. Опус двух современных художников появился, когда Россия и так уже давно погрязла в войне, а пока их картина была в «производстве», Россия успела испытать на себе реставрацию политической системы. Может, кто-то из тех, кто неплохо знаком с российской историей, и сейчас узнает на картине Репина не только Николая II, не только Витте, но и Набокова, Горемыкина, Дурново, великих князей, еще кого-то. Многие из тех, кого изобразил сервильный Репин, в той или иной степени довольно долго вершили историю страны. И вершили бы, вероятно, дальше, если бы не Октябрь 17-го. Картина Калинина и Богдалова еще не была закончена, а... иных уж нет, а те далече. Необязательно в физическом смысле слова, разумеется, но, несмотря на бодрые уверения художников, что наши дети будут знать, кто вершил современную историю России, уже сейчас большие сомнения есть: Селезнев, например, вершит? Хакамада? Касьянов? Клебанов? Газиззулин? Христенко? Ястржембский? Вершат? Эти вдумчивые люди при эполетах – «это кто?» – ткнут через несколько лет пальчиком зрители. Все чаще и чаще витает в культуре слово «госзаказ». Кстати, в самой системе госзаказа ничего зазорного нет, если, конечно, это не носит глобального и пагубного для культуры характера. Культурная элита все охотнее идет на альянс с властями. Кто-то – впрямую, получая деньги, подписывая договоры... Кто-то – якобы по зову сердца. Но зная при этом, что скорбный труд не пропадет втуне. Кстати, даже те, кто неважно знаком с историей России, хорошо знают судьбу того, «репинского» Государственного совета.
Независимая газета |
||