В сетевых супермаркетах продается контрафактное сгущенное молокоВ результате недавних проверок Госторгинспекции выяснилось, что в крупных сетевых супермаркетах в Москве и Санкт-Петербурге по-прежнему активно продаются контрафактные продукты, в частности — сгущенное молоко. Несколько лет назад плохо организованная торговля на оптовых рынках вызывала у потребителей массу нареканий: бракованный, просроченный, фальсифицированный товар, поддельные сертификаты. Затем появились крупные сетевые магазины — супермаркеты и надежда на то, что, покупая продукты в них, мы будем застрахованы от "прелестей" рынка. Но, оказывается, верить тому, что написано на этикетке товара, купленного в "приличном" магазине, можно не всегда. Недавно продолжились сенсационные разоблачения ряда крупных торговых сетей, стремящихся сделать выгодный бизнес на продаже некачественных товаров. СМИ уже писали, что в результате проверки Госторгинспекции пошатнулась репутация ряда супермаркетов, в том числе "Метро". Проверяющие забраковали и изъяли в них тонны некачественных продуктов. Казалось бы, супермаркеты должны были взяться за ум, но воз и ныне там... В августе этого года Госторгинспекция занялась выяснением происхождения и состава продукции, которую можно увидеть на полках в крупных сетевых магазинах. И снова в число нарушителей попали крупные торговые сети Москвы и Санкт-Петербурга, такие, как "Пятерочка" (ООО "Агроторг"), "Копейка", "Бин". Количество поддельных продуктов продолжает поражать воображение даже видавших виды проверяющих, сообщили в управлении Госторгинспекции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Показательный пример: 68 процентов сгущенного молока из проверенных московских магазинов и 22 процента этого сладкого продукта в торговой сети Санкт-Петербурга не соответствуют требованиям ГОСТа, ТУ и СаНПиН. Откуда горе-продукты попадают на прилавки, кто их производит? "Передовики" производства нестандартной молочной продукции известны благодаря проверкам Госторгинспекции. Это Верховский молочно-консервный комбинат, который производит сгущенку "Главпродукт" (Орловская область), Веневский консервно-молочный комбинат (Тульская область), Ланновский молочно-консервный комбинат (Украина), Первомайский молочно-консервный комбинат (Украина), Гагаринский молочно-консервный комбинат (Смоленская область). Почему производить фальсифицированную сгущенку дешевле, в чем тут выгода? Напомним, что по ГОСТу в сгущенном молоке с сахаром с привычной бело-голубой этикеткой должны быть только молоко, сахар, вода, но никаких растительных жиров. Выпуская сгущенку по самостоятельно разработанным техническим условиям (ТУ), производители стремятся сэкономить, заменяя дорогую молочную жировую основу на дешевые растительные масла, например пальмовое. А затем лукаво снабжают удешевленную продукцию традиционной ГОСТовской, привычной для покупателя этикеткой, на которой ничего не сказано о наличии растительного масла. По подсчетам специалистов, разница в цене на сгущенное молоко, произведенное с подменой молочного жира на растительный, составляет 10-15 процентов по сравнению со сгущенкой, произведенной по ГОСТу. В сегменте рынка мясных консервов ситуация, на наш взгляд, еще более проблематична. Ведь розничная цена мясных консервов, произведенных по ТУ с добавлением или полной заменой натурального мяса на соевый белок, может быть ниже на 300 процентов по сравнению с тушенкой, произведенной по традиционной технологии ГОСТа. Представители крупных торговых сетей, пытаясь снять с себя ответственность за продажу фальсифицированного товара, могут заявлять, что у них есть сертификаты соответствия на все продаваемые продукты, и всю ответственность несет производитель. А как производитель получил этот фактически "липовый" документ — супермаркет, мол, знать не обязан. На самом деле выбор в пользу поддельной продукции вполне обоснован: покупая фальсифицированные продукты, магазины рассчитывают на дополнительную прибыль. В торговых сетях экономкласса такая продукция способствует удержанию цен на низком уровне и привлекает тех, кто гонится за дешевизной. Как это ни парадоксально, продавать фальсифицированный товар выгоднее, он берется у поставщика по заниженной, а не реальной рыночной цене. Покупателю приходится быть внимательным, ведь, отправившись за покупками в ранее зарекомендовавшие себя с наилучшей стороны крупные сетевые магазины с участием иностранного капитала, он также рискует увидеть на полках фальсифицированную продукцию вышеупомянутых производителей, успешно экономящих на молочных жирах. Действительно, по данным мониторинга качества товаров, проведенного в первом полугодии 2004 года территориальными управлениями Госторгинспекции, существенно увеличилось количество продукции, забракованной инспекторами в ходе проверок. Особенно неутешительная статистика по качеству цельномолочной продукции — в первом полугодии 2004 года было забраковано товара на 8 процентов больше, чем за тот же период 2003 года. И вал некачественной и фальсифицированной продукции нарастает. Сейчас деятельность контролирующего торговлю органа — Госторгинспекции — полна важных перемен. Недавно принято решение о ее переводе из подчинения министерства экономического развития и торговли в ведение минздрава. Не приведет ли это к кардинальной переориентации в сфере и методах деятельности инспекции, удастся ли сохранить уникальный кадровый потенциал и наработки, позволяющие держать в страхе нерадивых продавцов — покажет время. В том, что такая служба необходима государству, сомневаться не приходится: за прошедшие полгода сотрудники Госторгинспекции самостоятельно провели около 70 тысяч проверок, 85 процентов из них выявили нарушения правил торговли и продажу некачественной продукции. Строительство цивилизованного рынка невозможно без пристального контроля государства, и хочется надеяться, что это прекрасно понимают в министерствах и ведомствах. //Российская газета YARMARKA.NET |