20.09.2004

Японцы отобрали лицензию у подразделения Citibank



Эндрю Морс

Японские регуляторы отозвали лицензию местного подразделения Citigroup по работе с частными клиентами. Это одно из самых жестких наказаний, когда-либо налагавшихся на банк в Японии.

В пятницу Агентство по финансовым услугам (FSA) уведомило Citibank N. A., японское подразделение Citigroup по работе с частными клиентами, о необходимости закрыть отделение в Токио и три офиса в Осаке, Нагое и Фукуоке. FSA сообщило, что выявило длинный список “серьезных нарушений законов и регулирующих норм” и “абсолютно неприемлемых операций”. Подразделение, которое работает с богатыми клиентами, имеющими финансовые активы не менее чем на 100 млн иен ($0,91 млн), должно с 29 сентября перестать проводить для них новые операции, а к 30 сентября 2005 г. прекратить все отношения и закрыться.

По утверждению властей, в течение трех лет сотрудники Citibank регулярно вводили клиентов в заблуждение относительно рисков, связанных с различными инвестиционными продуктами, ставили покупку определенных инструментов условием предоставления кредитов, не блокировали проведение операций, выглядевших как отмывание денег. Некоторым клиентам были предоставлены заемные средства, с помощью которых они манипулировали акциями публичных компаний и впоследствии были за это осуждены. Для одного из клиентов Citibank регулярно проводил операции, несмотря на многочисленные предупреждения из зарубежных отделений банка, в которых они назывались подозрительными.

Наказание Citibank стало самым суровым с 1999 г., когда японские регуляторы отозвали лицензию у подразделения Credit Suisse за сокрытие некоторых операций. Представители FSA заявили, что передали результаты расследования в Citibank другому регулирующему органу, который может рассмотреть вопрос о предъявлении Citibank уголовных обвинений.

Закрытие японского подразделения не окажет существенного воздействия на бизнес Citigroup. Чистая прибыль крупнейшей финансовой компании мира составила в 2003 г. $17,9 млрд, из которых работа с богатыми клиентами принесла лишь 3%. Японское подразделение насчитывает менее 5000 клиентов. Однако подмоченная репутация может негативно отразиться на японском бизнесе Citigroup в целом, поскольку местные клиенты нередко прекращают работать с компанией, если регуляторы наказывают какое-либо из ее подразделений. Citibank, банковское подразделение Citigroup, работает в Японии с 1902 г., насчитывает 9000 сотрудников, занимается также розничным банковским бизнесом и операциями с ценными бумагами.

Отзыв лицензии нанес еще один удар по репутации Citigroup. На прошлой неделе компания принесла извинение за сделку от 2 августа, когда Citigroup на 11 европейских рынках за две минуты продала облигации на 11,8 млрд евро ($14,4 млрд), а через полчаса купила сильно подешевевшие бумаги на 3,8 млрд евро ($4,6 млрд), заработав от 10 млн евро до 30 млн евро ($12,2-36,5 млн) за счет других участников рынка. Том Мэйерас, руководитель подразделения мировых рынков капитала Citigroup, неделю назад разослал письмо своим сотрудникам. “Мы сожалеем, что провели ее. К сожалению, мы не проанализировали в полной степени того воздействия, которое она оказала на наших клиентов, других участников рынка и регуляторов”, — говорится в письме. (WSJ, 17.09.2004, Михаил Оверченко)



Ведомости