Заработать на Пикассо. Произведения искусства бьют рекорды доходностиЭрик Ульфельдер Полотно Пабло Пикассо Мальчик с трубкой, ушедшее этой весной на Sotheby's за $104 млн, стало самой дорогой картиной, когда-либо проданной на аукционе. Но с инвестиционной точки зрения гораздо более интересна менее известная картина мастера Голова женщины. По подсчетам Майкла Моузеса, профессора финансов Stern School of Business при Нью-Йоркском университете и одного из авторов индекса Mei-Moses All Art Index, Голова женщины очень доходный инструмент. В ноябре 1998 г. на аукционе Christie's картина была продана за $26 400, а пять с половиной лет спустя на Sotheby's за $164 800. Это означает, что картина принесла годовой доход в 39%. Мальчик с трубкой не выставлялся на публичные торги с 1950 г., когда он был куплен за $30 000 (в сегодняшних ценах это $229 000). То есть годовой доход от вложения в картину за прошедшие полвека составил 16% (с учетом фактического ежегодного реинвестирования процентов). Фондовый рынок меркнет по сравнению с рынком искусства. За 5,5 лет, прошедших между продажами картины Голова женщины, американский индекс S&P 500 практически не изменился (рынок рос до начала 2000 г., но затем трехлетний обвал вернул котировки на уровень конца 1990-х гг.). Большинство произведений искусства вряд ли способны повторить финансовый успех Головы женщины, особенно в краткосрочной перспективе. Однако они все чаще рассматриваются в качестве самостоятельного класса активов, обещающих высокий доходу. За 50 лет (до середины 2004 г.) Mei-Moses All Art Index, отражающий цены продажи произведения искусства на нью-йоркских аукционах, рос в среднем на 12,1% в год. Эти темпы роста на 0,5 процентного пункта выше, чем у S&P 500 (с учетом выплаченных дивидендов), и на 5,6 процентного пункта выше, чем у 10-летних казначейских облигаций США. Кроме того, изменение цен на произведения искусства слабо связано с динамикой котировок ценных бумаг, поэтому картины, скульптуры, фотографии хорошо диверсифицируют инвестиционный портфель. Недавно в Лондоне был создан Fine Art Fund первый фонд, ориентированный на извлечение прибыли из инвестиций в произведения искусства. Как и в традиционных фондах, здесь специалисты по искусству составили инвестиционный портфель. В течение первых трех лет средства будут инвестироваться в полотна европейских и американских художников: 30% в картины старых мастеров, 30% импрессионистов, 20% модернистов и 20% современных художников. Фонд рассчитан на 10 лет. По истечении первых трех лет управляющие получают право продавать картины, а инвесторы погашать свои в частном порядке. Каждый год независимый оценщик будет определять стоимость активов фонда и цену пая. Фонд ориентирован на состоятельных клиентов: минимальный взнос $250 000, ежегодные расходы 2%. По оценке управляющих, среднегодовой доход составит 10-12%. Но что делать инвесторам, у которых нет сотен тысяч долларов, чтобы отдать их в управление специалистам? Как оценить инвестиционный потенциал произведения искусства? Начать можно с баз данных и специализированных индексов. Например, Zurich, британское подразделение швейцарской финансовой компании Zurich Financial Services, совместно с аналитической компанией Art Market Research рассчитывают индекс Zurich Art and Antiques Index, отражающий изменение цен на произведения искусства и предметы коллекционирования. В марте эксперты компаний впервые спрогнозировали, инвестиции в какие альтернативные инструменты могут принести наибольший доход; оценка делалась на основе цен и объемов продаж различных предметов коллекционирования на аукционах. По их мнению, очень привлекательными в ближайшие годы будут французские марочные вина из Бордо и русская живопись XIX-XX вв. Art Market Research составляет и собственные индексы. Кроме того, одни из самых популярных индексов у миланской Gabrius Art Index и лионской Artprice. Собираемые ими данные можно найти на их веб-сайтах, а представленные там анализ тенденций на рынке произведений искусства, комментарии, возможности по поиску позволят инвесторам выявить наиболее привлекательные с инвестиционной точки зрения возможности. Стоимость годовой подписки на эти сайты варьируется от $199 у Artprice до $2500 за полный доступ к базам данных и аналитической продукции у Gabrius. Питер Хэстингс Фолк, управляющая компания которого сейчас занимается формированием фонда American Art Investment Fund, особо выделяет такие базы данных, как ArtNet, Art Sales Index и Artprice. Все три предоставляют пользователю изображения [произведений искусства], подробнейшие данные о продажах, происхождении и ценах, говорит он. Почти все такие фирмы берут информацию из каталогов аукционных домов, поскольку она публичная и поддается проверке. Однако число аукционов, данные с которых включаются в индексы, сильно разнится. Gabrius отслеживает 53 самых известных аукциона, Artprice около 3000, включая малоизвестные, Art Market Research ведет 6000 художников, Artprice более 300 000. Большинство фирм собирает данные по продажам всех основных видов произведений: живописи, графики, скульптуры, фотографии, что позволяет многим составлять как общие, так и специализированные индексы. Art Market Research рассчитывает такие индексы, как Art 100 (включает произведения многих известных мастеров), Old Masters 100 (работы старых мастеров), Contemporary Art 100 (работы современных художников). А Gabrius отслеживает динамику цен на работы старых мастеров, искусство XIX в., искусство XX в. до Второй мировой войны и после нее. Одно из главных преимуществ этих индексов они передают информацию, которую иначе практически невозможно было бы собрать. Но у них есть и серьезные недостатки: их сложно сравнивать друг с другом из-за различий в методологии. Практически отсутствуют и сравнения с традиционными активами, такими как акции и облигации. Крупные мазки, которыми с помощью этих индексов набрасывается картина на тему об инвестициях в искусство, бесполезны это лишь краткое визуальное описание, оно не поможет решить, когда покупать и продавать, считает Дэвид Кьюзин, руководитель аналитической фирмы в Далласе, штат Техас, которая консультирует институциональных клиентов по вопросам инвестиций в произведения искусства и старины. (WSJ, Михаил Оверченко) Ведомости |