27.09.2004

Работодатели сделали выбор. В мировые лидеры попали бизнес-школы, привлекающие больше всего рекрутеров



Рональд Олсоп

Какую бизнес-школу считать лучшей? Четвертое ежегодное исследование, проведенное газетой The Wall Street Journal с помощью маркетингового агентства Harris Interactive, дает на этот вопрос три ответа.

Международный рэнкинг(Открывается в новом окне)


Рэнкинг лучших бизнес-школ, составляемый The Wall Street Journal, отражает мнение корпоративных рекрутеров о школе, качестве программ в рамках курса МВА, уровне подготовки студентов. В этом году впервые был составлен “международный” рэнкинг, в который вошли только школы, выпускников которых нанимают рекрутеры из разных стран. Лучшей школой рекрутеры признали International Institute for Management Development (IMD), расположенную в Лозанне, Швейцария. В двух других рэнкингах представлены североамериканские школы; в основном это, конечно, школы США, но в списке есть и несколько канадских и мексиканских школ (см. стр. В2). В первый, “национальный”, рэнкинг включены 19 наиболее известных и крупных бизнес-школ, с которыми работают крупные национальные и транснациональные компании. Во втором, “региональном”, рэнкинге — 44 бизнес-школы; обычно это менее крупные школы, которыми в большей степени интересуются местные и региональные компании. В бизнес-школах из “национального” рэнкинга будущих менеджеров ищет в среднем 331 рекрутер, из “регионального” — 81. Первые места в них занимают Ross School of Business при University of Michigan и Krannert School of Management при Purdue University соответственно.

Кроме того, исследователи составили рэнкинг бизнес-школ по ряду дисциплин: в каждой дисциплине были выбраны пять школ с наиболее высоким, по мнению рекрутеров, качеством обучения. Еще в один список вошли школы, которые рекрутеры называли чаще всего, говоря о выпускниках с высокими этическими стандартами. В этих опросах, однако, участвовали только рекрутеры из США, поэтому школ из других стран в них практически нет (см. стр. В3).

В международный рэнкинг вошли восемь европейских школ и 13 американских (последних также можно найти в американских рэнкингах). Первые четыре места занимают европейские бизнес-школы, что в значительной степени объясняется их привлекательностью для огромного числа рекрутеров. Так, London Business School (2-е место), которую особенно высоко ценят финансовые компании, привлекает рекрутеров из 15 стран, а с лидером IMD работают рекрутеры из 12 стран. Компании разных стран традиционно проявляют высокую активность, ища сотрудников во французской INSEAD (11 стран), однако она сильно упала в глазах многих рекрутеров, поэтому занимает лишь 12-е место. London Business School, IMD, парижская HEC School of Management и барселонская Escuela Superior de Administracion y Direccion de Empresas (ESADE) также получили более высокие оценки, чем многие американские школы, в категории “налаженное сотрудничество” и по ряду показателей в восприятии рекрутеров, в особенности в таких областях, как опыт и знания в области международного бизнеса.

Из американских школ самая популярная среди рекрутеров — Sloan School of Management при Massachusetts Institute of Technology (5-е место, рекрутеры из девяти стран), а самая высокая репутация в области обучения по программе “международный бизнес” — у Thunderbird (Garvin School of International Management). Последняя, однако, заняла лишь 8-е место, так как рекрутеры лишь из четырех стран нанимали ее студентов. Многие, впрочем, говорят, что будут продолжать посещать Thunderbird и, возможно, нанимать ее выпускников в ближайшие годы.

Программы МВА — американское изобретение, однако американские бизнес-школы сталкиваются со все большей конкуренцией со стороны университетов из других стран. Многие школы, особенно в Европе, имеют годичные программы, которые нравятся студентам: они ненадолго отрываются от работы, да и платить за обучение нужно меньше, чем в традиционных для США двухлетних программах. Кроме того, обучение в США для иностранцев связано с рядом серьезных проблем: сложно получить студенческую визу, и шансы на получение работы в США ниже, чем у американских выпускников.

Если говорить о том, как рекрутеры оценивают качество программ и обучения, мало кто может потягаться с Tuck School of Business при Dartmouth College. Она заняла 3-е место в национальном рэнкинге США, но по таким показателям, как воспитание таланта руководителя и умение работать в команде, получила наивысшие оценки среди всех 19 школ, вошедших в список. И все же в международном рейтинге в категории “восприятие школы рекрутерами” Tuck уступила IMD.

В корпоративном мире у IMD много почитателей, дающих ей наивысшие оценки по таким показателям, как талант руководителя, стратегическое видение и анализ, личная этика и добросовестность. “Нам нужны бизнес-лидеры, а студенты IMD отличаются зрелостью, самоанализом, наличием хорошего управленческого опыта”, — говорит Пим ван Везель, менеджер по бизнес-развитию швейцарского отделения американской Medtronic, ведущего производителя биомедицинских имплантантов, таких как электронные стимуляторы сердечной деятельности и др. Другой респондент, Густаво Мелгарейо, финансовый директор Novartis Biosciences Peru, перуанского подразделения швейцарской фармацевтической компании Novartis, считает возраст (в среднем около 30 лет) и опыт работы (около семи лет) студентов IMD их главными активами. Он, однако, подвергает сомнению эффективность 10-месячного курса обучения. “Это слишком короткий курс, требующий большого напряжения. Учитывая, что студенты еще и занимаются поиском работы, я не уверен, что они могут воспринять материал в лучшем виде”, — говорит он.

Рекрутеры хвалят школы, выпускники которых владеют несколькими языками. “Выпускник ESADE должен знать два языка [английский и испанский], и это, с моей точки зрения, нужно требовать от каждого выпускника МВА в мире”, — говорит Джеймс Дресс, брэнд-менеджер барселонской продовольственной компании Grupo Panrico. Наивысшую оценку рекрутеры поставили ESADE по такому показателю, как “общая удовлетворенность” уровнем подготовки, обеспечивающим их потребности.

А вот другие европейские школы — INSEAD, нидерландская Rotterdam School of Management при Erasmus University, барселонская IESE при University of Navarra и мадридская Instituto de Empresa — расположились в конце списка. Особенно резкие высказывания относятся к INSEAD. Хотя к ней обращаются рекрутеры из 11 стран, она получила низшую оценку по показателю “общая удовлетворенность”. Им не нравятся небольшой опыт работы студентов и их самонадеянность. “Слишком много студентов, это скорее похоже на фабрику”, — говорит один из респондентов. А другой отмечает, что программа INSEAD слишком коротка и ей не хватает “практической глубины”. (WSJ, 22.09.2004, Михаил Оверченко)


МЕТОДОЛОГИЯ

Рэнкинги составлены по данным опроса, проведенного с 2.12.2003 по 31.03.2004 среди 2849 рекрутеров. Респонденты оценивали только те школы, выпускников которых они в последнее время нанимали на работу. Чтобы попасть в любой из трех рэнкингов, школа должна была получить оценки минимум от 20 рекрутеров. Рэнкинг составлялся на основе методологии, включающей три категории: восприятие школы и студентов рекрутерами, предполагающее оценку по 20 показателям, таким как талант руководителя, умение работать в команде, навыки межличностного общения, аналитические способности и др.; налаженное сотрудничество (готовность рекрутера снова обращаться в эту школу при поиске сотрудников и вероятность того, что в ближайшие два года он сделает предложение о найме кому-то из ее выпускников); и привлекательность бизнес-школы (число рекрутеров, которые ищут в ней для себя сотрудников). Первые два критерия одинаковы во всех трех рэнкингах. Что касается “привлекательности”, то в обоих американских рэнкингах имеется в виду число респондентов, нанимающих выпускников данной конкретной школы. В международном рейтинге это число стран, рекрутеры из которых сотрудничают с бизнес-школой; чтобы она попала в этот список, респонденты минимум из четырех стран должны подтвердить, что нанимали выпускника этой школы.
Все категории имеют равный вес в рэнкинге. Таким образом, он в большей степени отражает размер школы и число работающих с ней рекрутеров, чем мнение последних о школе и ее студентах. “Благодаря этому повышается ценность полученных результатов. Школы могут видеть, в какую группу они попадают и с кем из других школ конкурируют; рекрутеры могут больше узнать о других школах, попадающих в группу, с которой они предпочитают работать; а потенциальные студенты могут легче сравнить школы в списке, из которого они выбирают, куда поступать”, — говорит Джой Мари Север, старший вице-президент Harris Interactive.



Ведомости