Вся власть - налогу! Правительство переходит в фискальное наступлениеНа вчерашнем заседании правительства Министерство финансов представило свои предложения по повышению уровня собираемости налогов. Они сводятся к резкому ужесточнению правил уплаты налогов: фискальным органам, в частности, предлагается дать право диктовать предпринимателям рыночную цену товара и без суда списывать суммы штрафов с их счетов. Российское правительство независимо от его текущего кадрового состава периодически охватывает зуд немедленной и радикальной корректировки налогового законодательства. Последний раз это произошло в марте нынешнего года. Тогда Белый дом принял решение увеличить фискальную нагрузку на нефтяников и сократить ставки единого социального налога. Дальше реформа завязла. Проекты недостающих глав Налогового кодекса (о госпошлине, налогах на землю, а также на имущество физических лиц) застряли в согласительных процедурах. Теперь решено объявить о новых стратегических инициативах. Обнародовавший их на вчерашнем заседании правительства замминистра финансов Сергей Шаталов объявил, что пришла пора наводить порядок в налоговом администрировании: "Установив низкие налоги, государство вправе требовать их уплаты". По его словам, цель предлагаемых мер по ужесточению администрирования не столько наполнение бюджета, сколько ликвидация недобросовестной конкуренции, когда уклоняющиеся от налогов оказываются в более выгодном положении, нежели честно их платящие. С этой целью Минфин реанимирует свои старые идеи, наполняя их новым смыслом. С полки снят четырехлетней давности законопроект о борьбе с трансфертным ценообразованием. Чтобы предприниматели не торговали по заниженным ценам и не утаивали тем самым налоги, в НК предлагается внести механизм определения справочных "рыночных" цен, исходя из которых налоговики будут доначислять утаенные от госказны налоги. Чтобы создать эффект непрерывности налоговой реформы, Понятно, что в нынешних условиях усиления командно-административного регулирования экономики установление чиновником "справедливой" рыночной цены товара приведет к фактическому восстановлению Государственного комитета по ценам, существовавшего в советские времена. Любопытно, что Сергей Шаталов признает: на сегодняшний день острота проблемы трансфертных цен заметно снизилась. Внутренние офшоры ликвидированы, введение специфической (выраженной в рублях, а не в процентах) ставки налога на добычу нефти сделало манипуляции с ценами сырья при его продаже экономически бессмысленными. Тем не менее, заявил вчера замминистра, трансфертное ценообразование остается, а действующий НК не позволяет налоговикам наказывать уличенных в его применении. Поэтому, кроме определения рыночных цен, Минфин настаивает на расширении критериев определения взаимозависимости предприятий (согласно кодексу, налоговики вправе перепроверять цены сделок, заключенных такими компаниями). В частности, зависимыми должны признаваться "сестринские компании" (являющиеся дочерними по отношению к головной структуре), а также фирмы, управляемые одним и тем же менеджментом. Не менее настораживающе выглядят планы Минфина в отношении повышения эффективности налоговых проверок. Сейчас штрафы за неполную или несвоевременную уплату налогов вправе накладывать исключительно судебные органы. Министерство предлагает дать налоговикам возможность взыскивать штрафы самостоятельно. Если в течение определенного срока оштрафованная организация не решится обжаловать вынесенное решение, штраф будет списываться со счета в бесспорном порядке. Преступный бизнес фирм-однодневок (незаконный возврат НДС, лжеэкспорт) чиновники намереваются пресечь созданием систем тотального контроля. Для этого предлагается создать несколько мощных федеральных информационных систем. Это система электронного учета ежегодно выписываемых в стране счетов-фактур (см. вчерашний номер Ъ) и база по утерянным, украденным и недействительным паспортам. Сергей Шаталов сообщил вчера, что на создание системы учета счетов-фактур Федеральная налоговая служба запросила 2 млрд руб.; МВД свои затраты на организацию паспортной базы оценило в 3,6 млрд руб. Сколько будет стоить министерская инициатива о предоставлении реестров счетов-фактур в электронном виде самим налогоплательщикам, пока не сообщается. Не обрадует предпринимателей и предложение об ужесточении уголовного наказания за уклонение от уплаты налогов. Пока Минфин не раскрывает деталей этой новации ограничится ли дело увеличением штрафов или дойдет до увеличения сроков лишения свободы. Однако это предложение одобрения у министров не нашло. "Нам следует дополнительно обсудить, как предлагаемое ужесточение наказания согласуется с объявленным президентом курсом на гуманизацию уголовного законодательства", заявил вице-премьер Александр Жуков. Хороших новостей для предпринимателей у правительства, похоже, не будет. Ожидалось, что ими могут стать законопроекты об освобождении от налогообложения всех авансовых платежей, об упрощении возврата НДС экспортерам и о решении проблемы зачета этого налога при капвложениях. Однако решение этих вопросов отложено. По словам Сергея Шаталова, все это будет введено лишь с 1 января 2006 года одновременно с введением электронных счетов-фактур, унификацией ставки НДС (единые 16% вместо нынешних 18% и 10%) и переходом к уплате этого налога при отгрузке товара, а не при получении денег за него. Проводить давно обещанную либерализацию порядка зачета НДС в следующем году Минфин отказывается, ссылаясь на опасность ее совмещения с предстоящим значительным снижением ставок единого социального налога. ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ КоммерсантЪ |