Обзор медиа-рынка Красноярского края"Василий Нелюбин, начальник краевого управления по телерадиовещанию, печати и информации: "Рынок региональных СМИ начнет стабилизироваться". Несмотря на то, что медиа-рынок Красноярского края сегодня довольно разнообразен - не так давно статус СМИ получили, наконец, и информационные Интернет-порталы - газета по-прежнему остается его фаворитом. На сегодняшний день в крае зарегистрировано уже более тысячи изданий. О том, каким образом будет развиваться региональный рынок печатных средств массовой информации, корреспондент "Известий" Ирина НОВИКОВА выяснила у начальника краевого управления по телерадиовещанию, печати и информации Василия Нелюбина. — В последнее время газетный рынок стал развиваться очень динамично. Открываются новые газеты, журналы, появляются региональные вкладки. С чем это связано? Люди стали больше читать? - Новые газеты появляются, чтобы занять какую-то нишу. Например, на заре частной журналистики у нас появилось первое профессионально сделанное "чтиво" ~ "Комок". Позже появилась нужда в "желтом" еженедельнике с ярко выраженным политическим уклоном. На газетный рынок вышел "МК" в Красноярске". Апологеты "Комка" предрекали ему скорую гибель. Но он занял свою нишу, имеет стабильный тираж и доход. Все потому, что он сумел найти своего читателя - людей, которые любят облегченное чтение и в то же время активно интересуются политикой. Кроме них в группе еженедельников-таблоидов свои ниши заняли "Красноярский комсомолец", "Мир новостей" и "Жизнь"... И сейчас на этом рынке новому изданию отбить себе место под солнцем практически невозможно. До сих пор специалисты обсуждают феномен "Телевизора". Он появился, когда в крае была только одна газета подобного жанра - "ТиР", которая рассматривалась не как бизнес-проект, а как некое информационное приложение к Красноярской государственной телекомпании. Учредители "ТиРа" не занимались продвижением своей газеты. Но, как известно, рынок не терпит пустоты. У конкурентов созрела идея сделать классическую телепрограмму более современной, информационно насыщенной, цветной. И сразу был совершен прорыв, потому что эта ниша была никем не занята. Сегодня появляются новые издания, которые пытаются позиционироваться на рынке телепрограмм и найти своего читателя. Пока без особого успеха. Практика показывает, что сегодня 9 из 10 новых издательских проектов умирают. Есть громкие смерти - когда проект "высосал" из учредителя сотни тысяч долларов, а есть тихие, никому особо не заметные. И эти процессы идут в нашем крае постоянно. — Особая группа
СМИ - это
те, что выходят в городах и районах края. Как им удается выживать в
условиях рынка? — С чем связан рост
количества региональных приложений к федеральным изданиям? Буквально за
последний год ими обзавелись "КоммерсантЪ", "Ведомости". В Новосибирске -
"Континент" и "Эксперт". - Почему в регионе сложно выжить
глянцевому журналу? — В связи с последними трагическими событиями в стране звучат мнения
о том, что журналисты излишне пристрастно освещают события. Многие обвиняют представителей
СМИ даже в
разжигании национальной розни. Нужна ли сегодня цензура? — Что ждет красноярский печатный
медиа-рынок
в ближайшем будущем? В большинстве стран мира нет такого огромного количества газет. Там СМИ - это в гораздо большей степени бизнес, чем идеология. И поэтому нет никакого смысла издавать в каком-нибудь небольшом городке несколько газет. Куда выгоднее делать одну. Тенденция эта дойдет и до нас: в ближайшем будущем рынок региональных СМИ начнет стабилизироваться. И это касается не только нашего края, но и других российских регионов. "Первый ряд" - "Известия-Красноярск"
"Поставить печать". Содержание газет свидетельствует о том, что медиа-рынок кардинально изменился. Сентябрь - время перемен на рынке масс-медиа. Телевизионщики традиционно открывают новый сезон, предлагая зрителям свежеиспеченные программы. Издатели представляют публике новые проекты. Сюрпризов для читающей аудитории столицы края нынче заготовлено немало. Главное условие выживания любой газеты - умение отвечать запросам своего читателя. Но найти свою нишу теперь нелегко. На газетных прилавках Красноярска сегодня теснится более полусотни изданий. Значительная часть из них имеет местную прописку. Для примера - в германских городах читатели выбирают из одного, максимум трех печатных изданий этого типа. Провинциальность же Красноярска на фоне крупных российских мегаполисов проявляется только в том, что здесь читатели по-прежнему отдают предпочтение газетам, недолюбливая журналы. Правда, теперь уже с оговоркой - цветным газетам. В этом направлении местный рынок сделал серьезный шаг вперед. Издатели отреагировали на интерес аудитории к цвету "Комсомольская правда", "Первый ряд" ("Известия"), "Комок", "Коммерсантъ-Сибирь", "Телегид" - все они отошли от черно-белого формата. Но вернемся к сюрпризам. В этом году красноярский рынок пополнили несколько региональных приложений к деловым ежедневным газетам. Конкурентная борьба в этом секторе обострилась, основная интрига рынка теперь - здесь. Поясним: сегодня в Красноярске выпускается четыре вкладки "Известия", "КоммерсантЪ", "АиФ на Енисее" и "Московский комсомолец" в Красноярске". На подходе - региональное приложение к газете "Ведомости". Получается, что в Красноярске, как и в Москве, теперь борются за читательские предпочтения сразу три уважаемых центральных федеральных ежедневных издания - "КоммерсантЪ", "Ведомости" и "Известия". Кроме того, в столицу края пришло еще одно деловое издание – новосибирский "Коммерсантъ-Сибирь". У всех этих газет - общая целевая аудитория. Их читает политическая и бизнес-элита, представители творческой и научной интеллигенции. В отличие оттого же "Комка" или "Красноярского рабочего" региональные вкладки столь известных брендов не стремятся к массовой популярности, но при этом имеют статус влиятельных. Влияние - и есть тот товар, за которым охотятся все деловые издания. Кстати, если сравнивать тиражи изданий, то пока здесь с небольшим преимуществом лидируют "Известия". ....Еще в начале перестройки один известный журналист так охарактеризовал перемены, произошедшие в российской прессе, рынок журналистов закончился, начался рынок главных редакторов. Похоже, что это утверждение справедливо и сегодня. По крайней мере, судьба регионального еженедельника "АиФ на Енисее" очень красочно его иллюстрирует. Напомним, около полугода назад из-за разногласий с московским руководством команда бывшего редактора приложения Александра Синищука ушла из этого проекта. Стоит отметить, что ничего подобного в истории красноярской прессы никогда не происходило. Уход целой команды - это нонсенс. Насколько успешным будет новый проект коллектива - газета "Знаки времени", - пока неизвестно. Тем не менее, многие эксперты, даже несмотря на то, что одноименное издание когда-то уже потерпело неудачу, его шансы оценивают высоко. Что касается "нового" "АиФа" - издание все еще лихорадит. Достичь прежних высот ему не удается. Специалисты объясняют это даже не недостаточным профессионализмом нового руководства, а инерцией прежней аудитории, привыкшей видеть другой информационный продукт. Кстати, если говорить только о содержательном формате - "Аиф на Енисее" делит аудиторию с "Московским комсомольцем" в Красноярске". Видимо, на это же поле придут и "Знаки времени". Газеты любопытны тем, что из-за стремления нравиться массовому читателю они балансируют на грани просто интересного издания и таблоида. Пока красноярский "МК" предлагает своим читателям наиболее гармоничный продукт Газеты -
фаст-фуды Самые читающие... Среди газет в обоих регионах с большим отрывом лидирует скандально-познавательная "Спид-Инфо". Красноярский край расположен в середине "тиражной" таблицы: здесь журналы занимают далеко не первые строчки популярности. Лидируют газеты. Самыми "малотиражными" регионами России являются Чечня, Ингушетия, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. Игорь Ефимов , "Первый ряд" -
"Известия-Красноярск" ГИПП |