05.10.2004

Не сошлись характерами. "Ситроникс" не купит "Клондайк"



Юлия Белоус

“Ситроникс”, входящая в АФК “Система”, и компьютерная компания “Клондайк Компьютерс” отменили слияние, намеченное на осень 2004 г. В компаниях говорят, что у них не совпали взгляды на управление. Однако участники рынка считают, что “Клондайк” и “Ситроникс” лукавят и причина их разрыва совсем в другом.


ЗАО “Ситроникс” создано в 2002 г. по инициативе АФК “Система” для производства бытовой электроники и компьютеров под единым брэндом Sitronics. Компания является 100%-ной “дочкой” концерна “Научный центр” (КНЦ), 77,5% акций которого принадлежит “Системе”, 10% – немецкой компании Net Electronic, остальное – менеджменту КНЦ и прочим акционерам. ООО “Клондайк Компьютерс” создано в 1994 г. Владельцами компании являются ее гендиректор Леонид Кушнир и заместитель гендиректора Татьяна Свистунова. По данным компании, в 2003 г. “Клондайк Компьютерс” выпустила 56 770 ПК и графических станций, а также 1400 серверов. По оценкам экспертов, объем производства “Клондайк Компьютерс” в 2003 г. составил от $20 млн до $40 млн.

В апреле этого года “Клондайк” и “Ситроникс” заявили о намерении объединиться. Планировалось, что ОАО “Концерн Научный центр” (КНЦ), владеющее 98% “Ситроникс”, приобретет ООО “Клондайк Компьютерс”. Таким образом, “Ситроникс” получала успешную компьютерную компанию с развитой дистрибьюторской сетью. В свою очередь “Клондайк Компьютерс” в лице “Ситроникс” приобрел бы стратегического инвестора.

Однако теперь “Ситроникс” и “Клондайк” объявили, что сделка не состоится. По словам заместителя генерального директора “Клондайка” Татьяны Свистуновой, приведенным в пресс-релизе, у компаний оказались слишком “разные взгляды на вопросы управления”. Как пояснила руководитель отдела маркетинга “Клондайка” Юлия Воробьева, в их компании практикуется персональный подход к каждому сотруднику, тогда как в “Ситроникс” более бюрократичная система взаимоотношений. “Перестройка системы управления прошла бы очень болезненно и, возможно, повлекла бы уход некоторых сотрудников”, — отмечает Воробьева. Версию “Клондайка” подтверждает и гендиректор “Ситроникс” Владимир Левченко. “Мы просто не сошлись характерами”, — говорит он.

Однако участники рынка сомневаются, что разный подход к управлению — это реальная причина отмены слияния компаний. Как считает гендиректор DEPO Computers Александр Баринов, целью “Ситроникс”, скорее всего, было приобретение компании с достаточно известным брэндом. Между тем “Клондайк”, по словам Баринова, это достаточно нишевая компания и его брэнд не входит в число лидирующих на российском компьютерном рынке. Поэтому “Ситроникс” в итоге сочла эту сделку неэффективной.

Генеральный директор Kraftway Алексей Кудрявцев, слова которого передала пресс-служба, также считает, что инициатором разрыва стала “Ситроникс”. “Видимо, руководители этой компании пришли к выводу, что объединенной команде не удастся достичь синергетического эффекта и осуществить прорыв на рынке”.

А по мнению директора компании “К-Системс” Эдуарда Воронецкого, в целесообразности сделки могла усомниться любая из сторон. “Либо "Ситроникс" отказалась предоставить финансирование под нынешнюю систему управления и отчетности "Клондайка", либо "Клондайк" не устроил план реализации данной сделки”, — отмечает Воронецкий.

Участники рынка считают, что отмена сделки не повлияет на российский компьютерный рынок — слишком невелики по объему обе компании. Как отметили в IDC, по их оценке, “Клондайк Компьютерс” даже не входит в первую двадцатку российских компьютерных компаний.

По словам гендиректора “Ситроникс”, после неудавшегося слияния с “Клондайком” компания собирается сосредоточиться исключительно на производстве бытовой техники. “Выпуском компьютеров теперь будет заниматься компания "Квазар-Микро", которую недавно приобрел КНЦ”, — говорит Левченко. Правда, по его словам, выпускаться компьютеры будут все равно под брэндом “Ситроникс”.



Ведомости