Холодная агрессия. Производители мороженого готовятся к поглощениямРинат Сагдиев Андрей Мусатов Российский рынок замороженных продуктов стоит на пороге масштабной консолидации. Как стало известно Ведомостям, один из крупнейших игроков этого рынка петербургская Талосто ведет переговоры о приобретении нескольких региональных предприятий отрасли. Участники рынка ждут, что более $100 млн потратит на приобретение новых активов столичная группа Рамзай. А владельцы московского комбината Айс-Фили могут принять решение о покупке новых предприятий, чтобы повысить капитализацию комбината перед продажей.
Как сообщила Ведомостям PR-менеджер Талосто Ирина Сергун, в настоящее время компания ведет переговоры о покупке нескольких компаний в Центральном, Сибирском и Уральском регионах. Переговоры, по ее словам, завершатся к концу 2004 г. Эти приобретения входят в план стратегического развития Талосто, по которому к 2007 г. компания намерена занять до 30% объема российского рынка мороженого в денежном выражении, около 26% рынка теста и около 7% рынка замороженных полуфабрикатов. Сколько Талосто намерена заплатить за приобретаемые предприятия, Сергун не сообщила. По данным участников рынка, Талосто ведет переговоры с владельцами компаний Смайл и Метелица (Москва), Сибирская белочка (Омск) и Гулливер (Новосибирск). Факт переговоров с Талосто Ведомостям подтвердили гендиректор Смайла Сергей Аноприенко и коммерческий директор Метелицы Наталья Жаркова. По словам Жарковой, на продажу предлагается 36% акций Метелицы и переговоры акционеры ведут не только с Талосто, но и с неким инвестиционным фондом. Связаться с Сибирской белочкой и Гулливером не удалось, но об их переговорах с Талосто знает гендиректор компании Инмарко (Новосибирск) Дмитрий Докин. В самой Талосто Ведомостям подтвердили только переговоры с Метелицей и Смайлом, отказавшись от комментариев по поводу сибирских компаний. Оценить стоимость Гулливера и Сибирской белочки опрошенные Ведомостями участники рынка мороженого не смогли, а Метелицу и Смайл они оценивают более чем в $10 млн. По словам президента группы АльтерВест Виктора Лутовинова, нынешние владельцы Смайла приобрели компанию за $2,5-3 млн и сумма продажи будет близка к этим цифрам. А по данным совладельца одной из компаний, производящих мороженое, который также заинтересован в покупке Метелицы, в 2003 г. акционеры этой компании оценивали свой бизнес в $8 млн, а затем увеличили свою оценку до $10 млн. Тем временем увеличить свою долю на рынке до 20% путем приобретения конкурентов намерена московская группа Рамзай. По словам ее представителя Олега Коваленко, группа планирует купить несколько региональных лидеров. Сумму предполагаемых инвестиций и компании, которые Рамзай планирует приобрести, в группе не раскрывают. Проблем с предложением на рынке не будет, потому что после летнего падения продаж [происшедшего из-за холодов] зимой разорится очень много производителей мороженого, полагает Коваленко. По словам Докина, владельцы Рамзая упоминали, что готовы потратить на покупку новых активов $135-150 млн. В Рамзае эти цифры не комментируют. Но только за счет покупки региональных лидеров 20% рынка не получишь, считает Докин. Саму Инмарко участники рынка также называют в числе компаний, готовых к масштабной скупке активов в области производства мороженого, но Докин, по его словам, уже отказался от агрессивной экспансии. Руководство Инмарко поняло, что вместо увеличения доли рынка может столкнуться с кучей проблем, начиная от ухода дистрибьюторов до морально устаревшего оборудования, говорит Докин и добавляет, что, по его мнению, покупка производителя не означает автоматического приобретения его доли рынка. Еще одним покупателем предприятий отрасли могут стать нынешние владельцы московской компании Айс-Фили Русский генеральный банк (РГБ) и ФК УралСиб. Официально в этих компаниях свои планы не комментируют, но, как сообщили Ведомостям на условиях анонимности представители РГБ и УралСиба, сейчас наряду с поиском потенциальных покупателей на Айс-Фили изучается возможность повышения капитализации актива за счет новых приобретений на рынке. У собственников "Айс-Фили" денег намного больше, чем у кого-либо из мороженщиков, напоминает Докин. Ведомости |
|||