08.10.2004

Два-три года нестабильности гарантированы рынку наружной рекламы



Участники Национальной ассоциации наружной рекламы (НАНРИ) вчера провели круглый стол по новой системе налогообложения отрасли. Рекламисты заявляют, что отсутствие единой методики определения величины налога в регионах приведет к оттоку рекламодателей и дестабилизирует рынок наружной рекламы.

27 июля президент России Владимир Путин утвердил одобренные Госдумой и Советом федерации поправки в Налоговый кодекс, облагающие организации, которые занимаются распространением и размещением наружной рекламы, единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). После вступления поправок в силу, операторам рынка "наружки" придется платить в местные бюджеты фиксированную сумму налога: 15% вмененной им базовой доходности, установленной в размере 3 тыс. рублей в месяц за 1 кв. м печатной или полиграфической наружной рекламы и 4 тыс. рублей за 1 кв. м светового или электронного табло.
Право определять итоговую величину дохода, с которого "наружники" должны платить ЕНВД, Госдума отдала субъектам федерации. С 1 января 2005 года специальным коэффициентом К2 они смогут регулировать значение вмененного дохода на своей территории. Рекламщики сразу же высказали опасение, что на местах будут завышать коэффициент, что разорит большинство мелких и средних операторов рынка "наружки".

Вчера на круглом столе НАНРИ представила собственую методику расчета коэффициента K2. Ассоциация предлагает использовать полученные из независимых источников данные о средней стоимости рекламных поверхностей. Причем этот показатель должен различаться в зависимости от того, стоит щит в центре города или на окраине. Кроме того, по мнению участников НАНРИ, при подсчете К2 надо учитывать и данные о среднегодовом заполнении щитов в регионе.

По оценкам участников круглого стола, ситуация с определением коэффициента в Москве внушает меньше опасений, чем в регионах. По словам председателя московского городского комитета рекламы Владимира Макарова, в Москве величина К2 будет различаться в зависимости от того, в какую из семи ценовых зон попадает щит. По информации "Ъ" комитет рекламы планирует установить коэффициенты от 0,1 (окраина города) до 1 (центр). Власти регионов пытаются самостоятельно вычислить оптимальный коэффициент, и чаще всего полученные цифры не устраивают рекламистов. "Для Самары К2 равный 0,2 означает, что при уплате ЕНВД стоимость стороны щита формата 3х6 метра будет приравнена к $360 в месяц без учета НДС, -- приводит пример глава самарской компании 'Аглос' Людмила Манака. -- Между тем, реальная цена размещения рекламы на месяц на таком щите -- $250 с учетом НДС". "Власти предлагают нам К2 равный 0,2, -- говорит председатель пензенской Ассоциации рекламодателей Юрий Калинин. -- С такми коэффициентом рекламистам Пензы, чтобы компенсировать свои убытки, придется поднять цены в два раза. Большинство рекламодателей к этому не готово".

Рекламисты отмечают, что неопределенность с коэфициентом негативно скажется на всем рынке наружной рекламы. "Цены до сих пор не назвал никто из операторов, -- констатирует президент группы компаний Gallery Анатолий Мостовой. -- Если это продожится еще некоторое время, многие клиенты явно предпочтут тратить деньги на те медианосители, где ценовая ситуация понятна и прогнозируема". "При любом варианте развития событий два-три года нестабильности рынку гарантированы. Причем пострадают от этого местные бюджеты, которые недополучат рекламных денег, -- считает глава группы `АртБизнесЛайн` из Новосибирска Константин Волков. -- Единственный рациональный вариант -- отложить введение ЕНВД в регионах до 2006 года".

ТИМУР БОРДЮГ

КоммерсантЪ