![]() Универсальная реклама Nokia. Финский производитель телефонов потратился на глобальную кампаниюРоберт Гай Мэттьюз Дэвид Прингл Финская Nokia, крупнейший в мире производитель сотовых телефонов, подготовила первую в своей истории глобальную рекламную кампанию, желая с ее помощью усилить свой международный брэнд в условиях обостряющейся конкуренции. Новая кампания под лозунгом 1001 причина приобрести телефон Nokia, способный работать с картинками проходит одновременно в Европе, Азии и Африке. Она включает рекламные ролики по телевизору, распространение печатных и онлайновых материалов. В течение нескольких месяцев Nokia планирует распространить эту инициативу и на США. В данном случае финская компания отказалась от идеи дифференцированного подхода к разным рынкам и решила представить во всех странах одну и ту же концепцию. Среди маркетологов продолжаются споры о том, какой подход к рекламе эффективнее локальный или глобальный. Производители сотовых телефонов, пытающиеся сделать свои брэнды как можно более узнаваемыми, все чаще выбирают глобальный подход: если его использовать грамотно, мобильные абоненты смогут увидеть одну и ту же знакомую картинку независимо от своего местонахождения. Усилению этой тенденции способствует распространение онлайновой рекламы и телевизионных роликов, предназначенных для загрузки через Интернет. Кроме того, глобальный охват позволяет сэкономить на масштабах и гарантирует единый уровень высокого качества материалов во многих странах. Разумеется, такой подход сопряжен с серьезным риском. Если в каком-либо регионе универсальная рекламная идея окажется непонятной или будет противоречить локальным культурным традициям, она может существенно повредить брэнду. Агентство SEK & Grey, подразделение Grey Worldwide, подготовило рекламные материалы Nokia для рынков Европы, Ближнего Востока и Африки. Другое агентство, Bates Advertising, подразделение WPP Group, работает для финской компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Специалисты двух агентств тесно сотрудничали при разработке новой кампании (недавно WPP согласилась купить Grey). На самом деле Nokia пока не называет прямо каждую из 1001 причин, говорит Пекка Рантала, вице-президент Nokia по маркетингу. Это скорее что-то вроде красивого присловья. Со временем мы будем приводить все новые и новые причины. В распространяемых материалах используются сочные, яркие фотоснимки: скажем, лицо ребенка, снятое крупным планом, должно показать, что телефоны Nokia позволяют потребителю создавать и хранить дорогие ему изображения. Несмотря на глобальный подход Nokia, в нынешней рекламе все же будут детали, ориентированные на отдельные страны. Как пояснил Рантала, в каждом регионе в подготовке рекламных материалов участвуют местные актеры, но произносить все они будут одни и те же фразы. Кроме того, при продвижении своих моделей Nokia планирует использовать в разных странах местный антураж и колорит (например, в Италии фоном в рекламе будет итальянская рыночная площадь, а на Ближнем Востоке арабский базар). В последние годы Nokia допустила ряд промахов, позволивших ее конкурентам, в частности американской Motorola и корейской Samsung, отобрать у нее некоторую долю рынка. Финская компания рассчитывает, что новая реклама поможет ей исправить эти промахи. Важно также, что в отличие от прошлых лет, когда Nokia дифференцировала свою ассортиментную политику в зависимости от рынка, теперь одни и те же модели выпускаются сразу по всему миру. Представители Nokia отказались назвать стоимость нынешней рекламной кампании. В прошлом году она потратила на рекламу порядка $1,73 млрд, на 21% больше, чем в 2002 г. (WSJ, 27.09.2004, Александр Силонов) Ведомости |