08.10.2004

Неправильные субсидии. США и ЕС обвиняют друг друга в незаконной помощи Airbus и Boeing



Нейл Кинг
Скотт Миллер
Дэниэл Майклс
Линн Лансфорд

США и Евросоюз подали встречные иски в ВТО, обвиняя друг друга в предоставлении госсубсидий аэрокосмическим корпорациям Airbus и Boeing. Конфликт представляет угрозу для всей авиаиндустрии, так как может привести к росту стоимости самолетов и снижению заказов на их покупку.


Boeing – крупнейшая аэрокосмическая корпорация мира. Выручка в 2003 г. составила $50,5 млрд, чистая прибыль – $698 млн. Airbus на 80% принадлежит европейскому аэрокосмическому концерну EADS и на 20% – британской оборонной компании BAE Systems. Объем продаж Airbus в 2003 г. составил $24,2 млрд. Boeing и Airbus – крупнейшие производители гражданских самолетов. В 2003 г. Airbus впервые опередил Boeing, продав 308 самолетов, в то время как американская компания смогла реализовать лишь 281.

В среду США и ЕС подали во Всемирную торговую организацию (ВТО) встречные иски, обвиняя друг друга в предоставлении многомиллиардных субсидий Boeing и Airbus на создание этой техники. США, первыми подавшие иск, утверждают, что Airbus незаконно получила от правительств Франции, Великобритании, Германии и Испании финансовую поддержку на сумму не менее $15 млрд. По подсчетам американской стороны, из этой суммы $3 млрд приходятся на создаваемый сейчас европейцами пассажирский самолет А380. Незаконной господдержкой американцы считают предоставление кредитов по льготным ставкам и мягкие требования по их возврату. Одновременно США заявили, что отказываются от соглашения 1992 г. с европейскими странами, которое разрешало выдачу льготных кредитов в размере 30% от общей стоимости разработки новой модели.

ЕС незамедлительно подал встречный иск. В нем утверждается, что с 1992 г. Boeing получила незаконные субсидии в размере $23 млрд в виде налоговых освобождений и помощи в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ от американских государственных ведомств. В частности, ЕС указывает, что правительство США обещало предоставить Boeing налоговые льготы на $3 млрд на только что разработанный пассажирский самолет 7Е7.

Диспут может затянуться более чем на год. Если обе стороны не договорятся в ходе двухмесячных консультаций, то начнется судебная тяжба, которая может продолжаться до девяти месяцев. После этого на вынесенное решение может быть подана апелляция, которая удлинит процесс еще на три месяца. В конечном итоге победитель получит право наложить пошлины на импорт проигравшей стороны, если она не откажется от субсидий.

Ситуация представляет угрозу для всей авиаиндустрии. Отказ от соглашения 1992 г., на основании которого обе стороны помогали своим авиастроителям, может привести к ликвидации всей системы господдержки. Авиакомпании могут испугаться, что в случае отмены господдержки вырастет стоимость самолетов, и сократить заказы, в том числе на новую модель Boeing-7Е7. Подрядчики авиастроителей также не будут уверены, разрабатывать им новые комплектующие и технологии или нет.

Торговый комиссар Евросоюза Паскаль Лами уверен, что администрация Буша выдвинула свой иск, главным образом чтобы завоевать очки в преддверии президентских выборов в США. Вопросы внешней торговли и сохранения рабочих мест будут иметь большое значение в предвыборной гонке, в том числе в штате Вашингтон, где Boeing — крупный работодатель. “Действия США — явная попытка отвлечь внимание от спада, переживаемого Boeing”, — утверждает Лами.

Но торговый представитель США Роберт Зеллик считает, что иск против ЕС будет способствовать честной конкуренции. Другой высокопоставленный американский чиновник называет обвинения ЕС “абсолютным мифом”. “Европейцам будет очень трудно найти доказательства предоставления субсидий США”, — говорит он. (WSJ, 7.10.2004, Олег Митяев)



Ведомости