Россия теряет популярность. Инвесторам начинают больше нравиться страны азиатского регионаМихаил Оверченко Юлия Ярош Кирилл Корюкин Антон Сарайкин Иностранным инвесторам нравится вкладывать деньги в Россию, но все же не так, как в Китай или Индию. Такой вывод содержится в исследовании инвестиционной привлекательности стран, опубликованном вчера A. T. Kearney. Причины меньшей популярности нашей страны хорошо известны это дело ЮКОСа, медленные реформы и недавние теракты.
Самой привлекательной страной для иностранных инвесторов по версии A. T. Kearney третий год подряд остается Китай. В этом году его начала догонять Индия: она поднялась с 6-го на 3-е место и теперь грозит оттеснить со 2-го места США, которые до недавних пор были неоспоримым лидером. При этом если Китай благодаря быстро растущему производственному сектору и потребительскому рынку получил в 2003 г. больше всех инвестиций в мире $53,3 млрд, а США $40 млрд, то Индия привлекла лишь $4,3 млрд. Но благодаря сочетанию таких факторов, как квалифицированные кадры, низкая стоимость рабочей силы и хорошо развитая правовая система, эта страна набирает популярность у инвесторов, особенно в таких областях, как IT, исследования и разработки, операции бэк-офиса. С 2001 по 2003 г. Россия нравилась инвесторам все больше: она поднялась в рэнкинге с 32-го на 17-е место, а затем впервые попала в десятку самых привлекательных. Но в 2004 г. наша страна откатилась с 8-го на 11-е место. Отчасти это объясняется опережающим ростом привлекательности стран-конкурентов из Азии, говорит Пол Лодисина, вице-президент A. T. Kearney и главный координатор проекта. Он напоминает, что в десятке лидеров пять стран из Азии, включая поднявшуюся с 15-го на 10-е место Японию, экономика которой начала оживать после 15-летней стагнации. И если к России стали лучше относиться 24% опрошенных, то к Китаю и Индии 40% и 38% соответственно. Другие причины меньшей популярности России, по словам Лодисины, ухудшение инвестиционного климата из-за атаки на ЮКОС, замедление реформ по сравнению с теми ожиданиями, что были у руководителей мирового бизнеса год назад, и крупные теракты. Все это, впрочем, не является препятствием для инвесторов, которые до сих пор не вели бизнес в нашей стране. Россия оказалась самой привлекательной среди европейских стран для компаний, планирующих инвестировать в страну впервые. В Западную Европу инвесторы вкладывают уже давно, в страны Восточной Европы они активно шли, ожидая их вступления в Евросоюз, теперь пришла очередь России, объясняет Лодисина. Эти данные совпадают с результатами исследования, которое полгода назад провела Ernst & Young: Россия оказалась на 2-м месте в Европе после Германии по числу новых проектов, которые планировали в стране иностранные компании. Больше всего инвесторы хотят вкладывать в российскую нефтянку и потребительский сектор. Причем наша нефтяная отрасль по популярности уступает лишь Австралии. Подтверждение тому покупка в сентябре 7,59% акций ЛУКОЙЛа американской ConocoPhillips за $1,988 млрд и договоренность между французской Total и НОВАТЭКом о покупке блокпакета акций российской компании за $1 млрд. Начальник аналитического отдела Атона Стивен Дашевский даже удивляется, что Россия оказалась не на 1-м месте. Другой страны с такими большими запасами и низким уровнем затрат просто нет. Страны Ближнего Востока могли бы быть более привлекательными, но там активы не продаются ими не владеют публичные компании. Поэтому даже с учетом страновых рисков Россия выглядит очень красиво, говорит он. По привлекательности розничной и оптовой торговли (опрашивались руководители соответствующих компаний) Россия поднялась с 13-го на 5-е место, а в секторе по производству продуктов питания, табачных изделий и одежды с 11-го на 3-е. Интерес иностранных инвесторов к российской рознице очевиден, мы давно его наблюдаем, отмечает главный исполнительный директор Пятерочки Олег Высоцкий. Но он предупреждает, что помимо желания выйти на наш рынок им понадобится еще много составляющих земельные участки для размещения магазинов, рабочие руки и т. д. Именно потому что это нелегко, мы не опасаемся нашествия иностранных сетей. Каждый год начинается со слухов о приходе Wal-Mart, но их как не было, так и нет, говорит Высоцкий. Председатель совета директоров и совладелец Вимм-Билль-Данна Давид Якобашвили считает, что Россия пользуется заслуженной любовью. Я сам езжу по миру и занимаюсь рекламой: надо вкладывать в Россию, в сельское хозяйство, рассказывает Якобашвили. Где есть такие просторы, если не в потребительском секторе? Мы ведь и Китай сможем накормить, если все по уму сделать. Ведомости |
|||