13.10.2004

Россия теряет популярность. Инвесторам начинают больше нравиться страны азиатского региона



Михаил Оверченко
Юлия Ярош
Кирилл Корюкин
Антон Сарайкин

Иностранным инвесторам нравится вкладывать деньги в Россию, но все же не так, как в Китай или Индию. Такой вывод содержится в исследовании инвестиционной привлекательности стран, опубликованном вчера A. T. Kearney. Причины меньшей популярности нашей страны хорошо известны — это дело “ЮКОСа”, медленные реформы и недавние теракты.


Международная компания A. T. Kearney ежегодно составляет Индекс инвестиционной уверенности, отражающий готовность корпораций вкладывать деньги в развитие производства в той или иной стране. A. T. Kearney спрашивает генеральных и финансовых директоров 1000 крупнейших мировых компаний об их отношении к возможным инвестициям в 60 разных стран в течение ближайших трех лет. Рэнкинг отражает именно привлекательность страны в глазах инвесторов, а не объем прямых инвестиций как таковых.

Самой привлекательной страной для иностранных инвесторов по версии A. T. Kearney третий год подряд остается Китай. В этом году его начала догонять Индия: она поднялась с 6-го на 3-е место и теперь грозит оттеснить со 2-го места США, которые до недавних пор были неоспоримым лидером. При этом если Китай благодаря быстро растущему производственному сектору и потребительскому рынку получил в 2003 г. больше всех инвестиций в мире — $53,3 млрд, а США — $40 млрд, то Индия привлекла лишь $4,3 млрд. Но благодаря сочетанию таких факторов, как квалифицированные кадры, низкая стоимость рабочей силы и хорошо развитая правовая система, эта страна набирает популярность у инвесторов, особенно в таких областях, как IT, исследования и разработки, операции бэк-офиса.

С 2001 по 2003 г. Россия нравилась инвесторам все больше: она поднялась в рэнкинге с 32-го на 17-е место, а затем впервые попала в десятку самых привлекательных. Но в 2004 г. наша страна откатилась с 8-го на 11-е место. Отчасти это объясняется опережающим ростом привлекательности стран-конкурентов из Азии, говорит Пол Лодисина, вице-президент A. T. Kearney и главный координатор проекта. Он напоминает, что в десятке лидеров — пять стран из Азии, включая поднявшуюся с 15-го на 10-е место Японию, экономика которой начала оживать после 15-летней стагнации. И если к России стали лучше относиться 24% опрошенных, то к Китаю и Индии — 40% и 38% соответственно.

Другие причины меньшей популярности России, по словам Лодисины, — ухудшение инвестиционного климата из-за атаки на “ЮКОС”, замедление реформ по сравнению с теми ожиданиями, что были у руководителей мирового бизнеса год назад, и крупные теракты.

Все это, впрочем, не является препятствием для инвесторов, которые до сих пор не вели бизнес в нашей стране. Россия оказалась самой привлекательной среди европейских стран для компаний, планирующих инвестировать в страну впервые. “В Западную Европу инвесторы вкладывают уже давно, в страны Восточной Европы они активно шли, ожидая их вступления в Евросоюз, теперь пришла очередь России”, — объясняет Лодисина. Эти данные совпадают с результатами исследования, которое полгода назад провела Ernst & Young: Россия оказалась на 2-м месте в Европе после Германии по числу новых проектов, которые планировали в стране иностранные компании.

Больше всего инвесторы хотят вкладывать в российскую нефтянку и потребительский сектор. Причем наша нефтяная отрасль по популярности уступает лишь Австралии. Подтверждение тому — покупка в сентябре 7,59% акций “ЛУКОЙЛа” американской ConocoPhillips за $1,988 млрд и договоренность между французской Total и “НОВАТЭКом” о покупке блокпакета акций российской компании за $1 млрд. Начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский даже удивляется, что Россия оказалась не на 1-м месте. “Другой страны с такими большими запасами и низким уровнем затрат просто нет. Страны Ближнего Востока могли бы быть более привлекательными, но там активы не продаются — ими не владеют публичные компании. Поэтому даже с учетом страновых рисков Россия выглядит очень красиво”, — говорит он.

По привлекательности розничной и оптовой торговли (опрашивались руководители соответствующих компаний) Россия поднялась с 13-го на 5-е место, а в секторе по производству продуктов питания, табачных изделий и одежды — с 11-го на 3-е. “Интерес иностранных инвесторов к российской рознице очевиден, мы давно его наблюдаем”, — отмечает главный исполнительный директор “Пятерочки” Олег Высоцкий. Но он предупреждает, что помимо желания выйти на наш рынок им понадобится еще много составляющих — земельные участки для размещения магазинов, рабочие руки и т. д. “Именно потому что это нелегко, мы не опасаемся нашествия иностранных сетей. Каждый год начинается со слухов о приходе Wal-Mart, но их как не было, так и нет”, — говорит Высоцкий. Председатель совета директоров и совладелец “Вимм-Билль-Данна” Давид Якобашвили считает, что Россия пользуется заслуженной любовью. “Я сам езжу по миру и занимаюсь рекламой: надо вкладывать в Россию, в сельское хозяйство, — рассказывает Якобашвили. — Где есть такие просторы, если не в потребительском секторе? Мы ведь и Китай сможем накормить, если все по уму сделать”.



Ведомости