Сценаристы будут писать за здравиеГолливуд спасен. Профсоюз сценаристов наконец позволил себя уговорить, и пятимесячная забастовка, угрожавшая благополучию сериального и кинобизнеса США, завершена. Главное, чего добились сценаристы, – увеличение расходов на охрану их здоровья. Несведущему наблюдателю не могло и в голову прийти, что Голливуд находится на грани остановки производства: студии работают, творческий муравейник кишит, скандалы продолжаются. Но на самом деле начиная с июня и по раннее утро среды американский кино- и телебизнес находился в состоянии, близком к остановке. Два важнейших профессиональных объединения – профсоюз кинорежиссеров и профсоюз киносценаристов – наотрез отказались продлевать общие контракты, а без этих контрактов невозможно заключать соглашения о найме на работу конкретных режиссеров и сценаристов, если они входят в профсоюзы. А в профсоюзы в США входят почти все сколько-нибудь известные творческие личности. По кино договор еще действовал, а вот по телесериалам вообще истек. В 1988 году в похожей ситуации телеиндустрия вообще не смогла вовремя начать сезон, и 22 дня простоя обошлись отрасли в $500 млн. Продюсеры и голливудские киномейджоры, которые выступают второй стороной в общих контрактах с режиссерами и сценаристами, конечно, могли бы нанять штрейкбрехеров из числа не входящих в профсоюзы творческих работников, однако это неминуемо сказалось бы не столько на качестве, сколько на популярности будущих фильмов. Про DVD понятно – продажи этого носителя во всем мире растут с немыслимой скоростью; а видео на заказ (поставка киноконтента по сети), как подозревают отраслевые аналитики, станет хитом продаж в ближайшем будущем. До сих пор же сценаристы и режиссеры получают от этого всего богатства жалкие крохи. Три недели назад студиям и продюсерам удалось достичь договоренности с режиссерами: они согласились не претендовать на большие отчисления от продажи видеоносителей, зато получили все, что просили по медицинской части. С тех пор кинобизнес успокоился, поскольку в одиночку сценаристы противостоять студиям, конечно, не могут. Писатели – народ более скандальный, чем режиссеры, и их вдвое больше, целых 11 тыс., но и они тоже кушать хотят, заключили продюсеры. И как в воду глядели. Конечно, заключенное в среду соглашение – предварительное; сценаристский профсоюз поделен на два подпрофсоюза, Западнобережный и Восточнобережный. Каждый из них должен собраться и одобрить деятельность переговорной группы, но сомнений в том, что это одобрение будет получено, нет. Суть соглашения – точно такая же, как с режиссерами. Медицинские отчисления увеличиваются до $37 млн; базовая ставка зарплаты – на 3%, то есть на $21 млн. Отчисления от DVD и видео по заказу остаются на прежнем уровне. Теперь Голливуду осталось решить всего одну профсоюзную задачу. В феврале истекает временное трудовое соглашение с профсоюзом актеров, которые требуют примерно того же, что и режиссеры со сценаристами. Газета.RU |