27.10.2004
Белый ветер

"Белый ветер" сменился. Сеть компьютерных магазинов будет торговать электроникой



Роман Дорохов

Крупная розничная сеть “Белый ветер” хочет отойти от имиджа компьютерных магазинов и стать сетью супермаркетов по продаже домашней цифровой электроники. В октябре компания уже открыла три магазина нового формата, а к началу 2005 г. обещает реорганизовать всю сеть. По мнению аналитиков, такое перепозиционирование может быть успешным, только если “Белый ветер” потратит на рекламу магазинов суммы, сравнимые с бюджетами крупных сетей электроники или салонов сотовой связи.


“Белый ветер” открыл первый компьютерный магазин в 1994 г. Сейчас в торговую сеть компании входит 16 магазинов. По оценкам участников рынка, “Белый ветер” входит в тройку крупнейших российских специализированных сетей по продаже компьютеров. Источник, близкий к сети, оценил обороты “Белого ветра” в 2004 г. в $100 млн. До сих пор “Белый ветер” продавал компьютеры и компьютерные аксессуары, ноутбуки, КПК, мобильные телефоны и различную компьютерную технику – например, принтеры и сканеры. Торговая сеть принадлежит президенту компании “Белый ветер” Юрию Дубовицкому.

В октябре “Белый ветер” открывает шесть магазинов нового формата, в ноябре — еще два. К концу следующего месяца в сети будет уже 21 магазин. А к середине января 2005 г. компания планирует заменить ассортимент и оформление существующих магазинов. Ассортимент салонов пополнится цифровой бытовой электроникой — фото- и видеокамерами, DVD-плейерами, домашними кинотеатрами и ЖК-телевизорами.

Сеть магазинов поменяет название на “Белый ветер — твой ЦИФРОВОЙ магазин”. Дизайн и концепцию магазинов разработала британская компания Fitch. В сети не называют стоимость реорганизации. По данным источников, близких к компании, всего в 2004 г. “Белый ветер” потратит на реорганизацию $3 млн.

“Это не смена вывески, это общая реорганизация бизнеса, — пояснил "Ведомостям" Юрий Дубовицкий. — Мы расширили ассортимент, снизили уровень цен, изменили технологию продаж и формат магазинов”. По его словам, розничный рынок цифровых технологий в России сложился в прошлом году и “Белый ветер” решил отойти от имиджа узкоспециализированной сети магазинов компьютерной техники.

Торговая зона новых магазинов будет условно разделена на четыре специализированных направления: мобильная связь, потребительская электроника, ноутбуки и все, что с ними связано, ПК и все, что с ними связано. По замыслу “Белого ветра” каждая специализированная секция будет конкурировать с ведущими игроками своего рыночного сегмента.

Аналитики считают желание “Белого ветра” сменить имидж логичным. “Рынок компьютеров в Москве насыщается, — рассуждает аналитик IDC по рынку ПК Андрей Верховод, — но здесь не очень развита ниша магазинов, где представлен весь набор цифровой техники — от ноутбука до фотоаппарата, где можно было бы посмотреть, выбрать и купить”. По его словам, подобный формат может заинтересовать гостей столицы.

В Москве действительно почти нет компьютерных супермаркетов с широким выбором, соглашается партнер Агентства мобильного маркетинга Виктор Ларионов. Но, по его словам, эффект от нововведений “Белого ветра” будет нулевым, если сеть сэкономит на рекламе и маркетинге. Ларионов пояснил, что “Белому ветру” нужно успешно соперничать с салонами сотовой связи “Евросеть” или DIXIS, которые также продают цифровые фотоаппараты, плейеры и КПК. “У "Евросети" и DIXIS более качественный маркетинг и рекламные бюджеты в два-три раза выше”, — говорит он. По словам эксперта, сейчас “Белый ветер” продает в неделю порядка 15 плейеров iMP-550 — самой популярной модели марки iRiver, тогда как “Евросеть” — около 70 штук.

Вице-президент “Формозы” Владимир Шаров говорит, что розничная сеть его компании не собирается следовать примеру “Белого ветра”. “Компьютер чем-то похож на автомобиль, и не случайно разные компании продают машины и автозапчасти, — пояснил он. — Я в машинах не разбираюсь, и мне при покупке нужны консультации и длительный сервис”. Он добавил, что пока на продажи компьютерной техники в неспециализированных сетях бытовой электроники — “Эльдорадо”, “М.Видео”, “Техносилу” и другие — приходится 6-7% рынка ПК, а в специализированных магазинах — около 30%.

Директор департамента рекламы и маркетинга сборщика компьютеров “К-Системз” Ольга Романова говорит, что за последние полтора-два года неспециализированные сети бытовой электроники обошли компьютерные магазины по продажам ПК. “Попытка расширить бизнес "Белого ветра" — реакция на усиление сетей бытовой электроники”, — считает Романова.

Сотовые дилеры сомневаются, что “Белый ветер” сможет соперничать с ними. По словам PR-директора “Евросети” Татьяны Гуляевой, компьютерные магазины не сравняются с ведущими сетями салонов сотовой связи по оборотам, объемам продаж и географии работы. “Оборудование для сотовой связи — более массовый продукт, чем компьютеры, мы изначально способны привлечь внимание гораздо большего числа потенциальных клиентов”, — полагает директор службы по связям с общественностью DIXIS Татьяна Москалева. А директор по маркетингу сети магазинов бытовой электроники “М.Видео” Михаил Кучмент считает, что средняя площадь магазина “Белого ветра” недостаточна для продажи бытовой электроники.



Ведомости