ФКП "Союзплодоимпорт" начинает судиться с SPI в СШАФедеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт" подало в федеральный суд Нью-Йорка иск к Юрию Шефлеру и контролируемой им компании SPI. Об этом было объявлено в ночь с четверга на пятницу. "Союзплодоимпорт" оспаривает законность схемы, по которой права на Stolychnaya и другие "советские" водочные брэнды самые известные в США перешли в собственность SPI. Если господин Шефлер проиграет суд, то лишится бизнеса с оборотом в сотни миллионов долларов.
Исходно Stolychnaya, Moskovskaya и им подобные знаменитые советские водочные товарные знаки принадлежали всесоюзному внешнеэкономическому объединению (ВВО) "Союзплодоимпорт". В 1991 году ВВО было преобразовано в акционерное общество. В 1996-м водочные марки были проданы ЗАО "Союзплодимпорт" (входит в группу SPI Юрия Шефлера). В 2001 году Роспатент перерегистрировал водочные товарные знаки на государство в лице Минсельхоза. Попытки SPI оспорить перерегистрацию закончились неудачей. В 2002 году знаки были переданы в управление ФКП "Союзплодоимпорт". Сейчас ФКП контролирует продажи Stolychnaya, Moskovskaya и некоторых других водок на территории РФ, а SPI продает водку тех же самых марок, произведенную в Латвии, на внешних рынках. При этом ФКП и SPI ведут борьбу за знаменитые товарные знаки сразу в нескольких судах Европы, однако окончательного решения пока нигде не вынесено. Как сообщает официальный пресс-релиз адвокатской компании Quinn Emanuel (она представляет интересы ФКП и предприятия "Ост-Алко", которое тоже является истцом), целью иска является восстановление прав государства на Stolychnaya, Stoly и Moskovskaya, "которые были незаконно экспроприированы после распада СССР". По сути, иск (он подан в Федеральный суд Нью-Йорка) оспаривает законность схемы приватизации ВВО и продажи марок структурам Юрия Шефлера. В числе ответчиков помимо владельца SPI дочерние структуры группы, а также один из крупнейших мировых производителей спиртного Allied Domecq, являющийся с 2001 года дистрибутором Stolychnaya в США. По словам главного защитника интересов ФКП, адвоката Quinn Emanuel Стивена Мадисона, "мы потратили месяцы на расследование обстоятельств кражи брэндов и с нетерпением ждем их возвращения законному владельцу". В SPI утверждают, что ФКП товарных знаков отсудить не сможет. "Мы к этому иску готовились больше двух лет, заявил Ъ топ-менеджер группы SPI Андрей Скурихин, и считаем, что вероятность нашего проигрыша нулевая". Как заявляют в группе, юристы SPI провели детальное исследование всех этапов приватизации и никаких нарушений не обнаружили. Как бы то ни было, после двухлетних разбирательств в России и Западной Европе судебная война за Stolychnaya переносится за океан. От ее исхода будет зависеть, кто ФКП или SPI получит контроль над самым крупным зарубежным рынком водки. Сейчас продажи Stolychnaya в США оцениваются в 1,7-2 млн декалитров в год (для сравнения: на втором по объемам сбыта рынке в Германии продается около 300 тыс. дал водки Moskovskaya), или более $350 млн в розничных ценах. Правда, ждать окончания процесса придется долго. "Это разбирательство лет на десять", обозначил перспективы процесса Андрей Скурихин. КоммерсантЪ |