Не так сели. НТВ сменило ориентациюСмена ориентации - ответственный шаг хоть для индивида, хоть для целого коллектива. Последние премьеры канала НТВ, для которого новости были профессией, свидетельствуют, что он, канал, отважился на смену ориентации. Это не оценка. Лишь констатация факта. Последний год четвертая кнопка не радовала поклонников продуманной вещательной стратегией. Так что перемены действительно назрели. Важно только понять, насколько жизнеспособны меры, предпринятые новым руководством. Кулистиков взялся за дело решительно. Реформа утреннего эфира, эффектные репортерские передачи, возвращение «Дачников» Маши Шаховой, хороший кинопоказ (одна только порция свежего «Секса в большом городе» с Михаилом Барышниковым дорогого стоит) - эти перемены с разной степенью успешности пошли на благо четвертой кнопке. Удачным можно признать и дебют в качестве документалиста Савика Шустера с его фильмом «8 1/2 Евгения Примакова». Хороший текст, динамичный монтаж, смещение оптики (от ведущего в центре мироздания, как было обычно в цикле «Новейшая история», до перемещения его за кадр) - несомненные плюсы. В минусах - противоречивые показания и непроясненная суть самой загадочной фигуры мировой политики (так в художественном раже величает Примакова Шустер, сравнивая его по степени загадочности с Феллини). Свой бином Ньютона, не меньший, чем Примаков с Феллини, имеется и у вещательной политики канала - это вечерняя линейка. Она традиционно в силу оригинальности замысла и качества исполнения была визитной карточкой НТВ. Теперь границы идентичности смазаны, чему в немалой степени способствует новый проект Юли Бордовских «Короткие встречи». И не только потому, что он весь состоит, мягко выражаясь, из цитат: название заимствовано у Киры Муратовой, форма - у программы «Жди меня», суть - у старого хита Валентины Леонтьевой «От всей души», но и потому, что непонятно, кто должен смотреть сие произведение в вечерний прайм-тайм. Формат подобных передач ориентирован на дневной эфир, именуемый временем домохозяек. Выжать во что бы то ни стало зрительскую слезу - весьма доходный товар на рынке телеуслуг. В студии, стилизованной под вокзальный зал ожидания, происходят неожиданные встречи. По условиям игры те, кто прибывают в поезде, не догадываются о тех, кто сидит в зале. Особый сюжет - подбор людей. Тут должно срабатывать этическое чутье, которым авторы передачи пока не обладают. Так, они сводят вместе фатоватого художника, разыскивающего свою любимую, и объект любви, прелестную женщину. Она не в силах скрыть отвращения при виде настырного преследователя… Самая большая загадка проекта - ее ведущая. Не только «Страна и мир», но и недавняя «проба пера» в на редкость удачном марафоне «SOSтрадание» (по следам Беслана) показали: телевизионная вершина Бордовских - спортивные новости. Она не может быть ведущей большого проекта, так как не обладает ни остротой реакции, ни даром общения, импровизации, душевного соучастия. Более того, имидж капризной светской красавицы, претендующей на звание секс-символа, плохо корреспондируется с задачами псевдонародных «Коротких встреч». Все это, впрочем, детали, так как непонятна концепция канала. Залог успеха - знание прицельной аудитории. С самого начала именно НТВ, первая частная компания, взяла на себя миссию создания своего зрителя. Команда Гусинского придерживалась консервативных буржуазных ценностей. Даже реклама «НТВ+» образца 1998 года называлась «Декларация прав потребителей», изящный парафраз либерального политического манифеста Великой французской революции 1789 года. (Историческое время сегодня настолько спрессовано, что в нашем сознании эти две даты находятся где-то рядом, то есть в далеком прошлом.) Сменивший равноудаленного олигарха Борис Йордан решил адрес уточнить. Он объявил равнение на читателей журнала «Афиша» - людей относительно молодых и относительно преуспевающих. И, судя по внушительным финансовым показателям, адресат был выбран удачно. Николаю Сенкевичу было не до почтовых изысканий; переход к медийному менеджменту давался ему нелегко, вследствие чего рейтинги канала опадали, как осенняя листва. Кулистиков адрес никак не обозначил. Он стартовал стремительно, бурно, со скандалами, списками отправленных на пенсию программ, шлейфом слухов и решительными декларациями о недопущении в кадр маргиналов всех мастей. Когда страсти улеглись, удивленный зритель увидел в статусных программах ньюсмейкеров десятилетней давности: Виктор Анпилов, Валерия Новодворская, Владимир Жириновский (оптом и в розницу), Алан Чумак (мигом исцеливший Дуню Смирнову от коленной боли) и прочих достойных людей. Канал медленно, но верно окутывается флером попсовости. Основной интригой ток-шоу «Принцип домино» стал выбор ведущей - сверхзадача заключалось в замене блондинки Елены Ищеевой, смещенной с трона самовластной Хангой, на еще более блондинистую Елену Старостину. В «Стрессе» Гордон принялся заглядывать в чужие окна с пристальностью Нагиева, отыскивая там всякие чудеса света вроде козы в милицейском прикиде или почтенную семью лесбиянок. А теперь еще и Бордовских возложила на себя миссию парткома, насильно возвращающего беглецов в лоно семьи. На этом пире духа самым сложным оказалось ответить на главный вопрос: на какого зрителя рассчитан теперешний канал? В фильме Шустера вспоминается легендарный эпизод ельцинской поры под кодовым названием «Не так сели». Может, в этом проблема канала НТВ? Газета |