01.11.2004

Пассажиры заплатят за топливо. Авиакомпании повышают цену билетов



Илья Хренников

С сегодняшнего дня более 20 российских авиакомпаний введут топливную надбавку к тарифам, которая в среднем составит около $10 с пассажира. Так авиаторы рассчитывают компенсировать рост своих расходов на авиакеросин. Надбавки принесут отрасли дополнительно около $360 млн в год.


По данным Минтранса, в прошлом году российские авиакомпании перевезли 29,4 млн пассажиров. По оценке ТД “Топливное обеспечение аэропортов” (ТОАП), авиакомпании потребляют более 5 млн т авиакеросина в год, объем авиатопливного рынка в этом году превысит $2 млрд. В январе 2004 г. цена авиакеросина в российских аэропортах составляла в среднем около 10 000 руб., на конец октября – около 14 000 руб.

В минувший четверг “Аэрофлот” объявил о введении с 1 ноября — начала действия зимнего расписания — топливной надбавки к стоимости авиабилетов. Она составит $10-15 с пассажира в зависимости от рейса. По словам коммерческого директора компании Евгения Бачурина, “Аэрофлот” был вынужден ввести надбавку из-за роста цен на авиакеросин. Как стало известно “Ведомостям”, примеру лидера отрасли последовали и конкуренты. Директор управления по связям с общественностью KrasAir Ольга Трапезникова говорит, что с 1 ноября ее компания вводит топливный сбор в размере от $5 до $15 с пассажира в зависимости от аэропорта и расстояния перелета. Пресс-секретарь UTair Игорь Блинов говорит, что в начале ноября UTair также введет топливную надбавку в размере $10-15 в зависимости от продолжительности полета. Представители “Трансаэро” и “Кавминводыавиа” говорят, что их компании также рассматривают возможность введения топливных сборов с началом действия зимнего расписания, но окончательного решения пока не приняли. Впрочем, пресс-секретарь авиакомпании “Сибирь” Илья Новохатский уверяет, что его компания не собирается увеличивать топливный сбор в $5, введенный еще с 1 октября.

“У всех размер топливного сбора составит $10-15”, — говорит сотрудник крупной авиакомпании. По его словам, именно такой размер “надбавки” был согласован авиаперевозчиками полторы недели назад. “Рост цен на топливо — общая проблема авиакомпаний, — рассказывает авиатор. — Но кто-то хотел сделать топливный сбор поменьше, кто-то — не вводить отдельный сбор, а увеличить тариф, например, на 10%. В итоге было принято согласованное решение”.

“С начала 2004 г. доля авиакеросина в расходах эксплуатантов западной техники выросла с 30% до 45%, российской — с 40-45% до 60%, — говорит гендиректор ТД "ТОАП" Евгений Островский. — Авиакомпании дошли практически до предела рентабельности, поэтому вынуждены повышать тарифы”. Аналитик ОФГ Елена Сахнова говорит, что введение топливного сбора в размере $10-15 с пассажира означает увеличение средней стоимости авиабилета на 4-6%. Только “Аэрофлоту” эта мера позволит увеличить доходы более чем на $70 млн в год. Сахнова отмечает, что если все российские авиакомпании введут такую надбавку, то дополнительно выручат около $360 млн в год.

Впрочем, это не позволит им полностью переложить затраты на покупку топлива на своих клиентов, считает замдиректора компании Aerofuels International Александр Спиридонов. Зато их инициативой может заинтересоваться Федеральная антимонопольная служба. “Если кто-то обратится к нам с жалобой на действия авиакомпаний, мы ее рассмотрим, — говорит пресс-секретарь руководителя ФАС Павел Мельников. — Если авиакомпании действительно приняли согласованное решение об увеличении тарифов, то это может классифицироваться как признак сговора”.



Ведомости