02.11.2004

Русские самолеты будут из американского алюминия



Федеральная антимонопольная служба не препятствует сделке между «Русалом» и Alcoa. На следующей неделе она выдаст американцам разрешение на покупку Самарского и Белокалитвинского заводов. Правда, положительное решение ФАС предусматривает «поведенческие условия», о сути которых в службе не распространяются.

В понедельник руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что его служба завершила анализ сделки по приобретению американским алюминиевым концерном Alcoa двух предприятий, принадлежащих «Русскому алюминию». «Наше решение будет положительным. Мы выдадим разрешение Alcoa на покупку Самарского завода и Белокалитвинского объединения», – сказал господин Артемьев. Чиновник оговорился, что при заключении сделки ФАС выставит американской компании «поведенческие условия».

Техническое оформление этого решения, по данным ФАС, должно завершиться в течение недели.

В самих компаниях «по взаимной договоренности» сделку не комментируют.

Суть загадочных «поведенческих условий» попытался позднее раскрыть заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов. В интервью «Интерфаксу» господин Цыганов сообщил, что при согласовании этой сделки ФАС неизбежно должен будет выставить определенные поведенческие требования, учитывая занимаемое компаниями положение и их место в цепочке переделов алюминиевой промышленности. БКМПО и СМЗ занимают в России монопольное положение по производству алюминиевой продукции для авиационной, оборонной, радиотехнической, автомобильной, строительной и других областей.

Господин Цыганов указал, что для ФАС «главное, чтобы, монополизировав часть российского рынка, Alcoa не злоупотребляла своим доминирующим положением».

Чиновник также уточнил, что «по отношению к видам продукции, по которым БКМПО входит в реестр монополистов, ФАС будет выставлять традиционные требования, направленные на обеспечение нужд тех предприятий, которые имеют долгосрочные производственные связи с БКМПО».

Помимо этого ФАС будет контролировать ценовую политику приобретаемых Alcoa заводов. «Мы будем сохранять определенный контроль за ценовой политикой – по крайней мере, в отношении той ограниченной номенклатуры продукции, по которой положение Alcoa существенно влияет на рынок», – пообещал господин Цыганов. В мае на БКМПО была запущена единственная в России линия по производству толстых листов и тонких плит алюминия. 70% продукции этой линии идет на экспорт.

Как раз в это время «Русал» объявил, что достиг принципиального соглашения с Alcoa о продаже американской компании БКМПО и Самарского завода. Получалось, что по завершении сделки в руках американской Alcoa автоматически оказывалась монополия на целый сегмент российского рынка, что не могло не привлечь внимания ФАС: сделка была заблокирована до 30 июня.

Ответ антимонопольной службы уже практически отчаявшимся американцам поступил только сейчас.

Аналитик ИК «Метрополь» Денис Нуштаев полагает, что задержка была вызвана тем, что БКМПО и СМЗ производят продукцию для оборонки. По мнению аналитика, «поведенческие условия» будут связаны с тем, что Alcoa обязуют сохранить эту линию производства.

Другой позиции в этом отношении придерживается Ирина Ложкина из ИК «Проспект». Аналитик считает, что производство, направленное на обеспечение оборонной промышленности, скорее всего, будет перенесено на другие предприятия «Русала».

В целом аналитики оценивают решение ФАС позитивно. Александр Пухаев из «Объединенной финансовой группы» сообщил «Газете.Ru», что реализация сделки благоприятна для всех сторон: «Русал» получает возможность продать мощности, которые не может загрузить, Alcoa сможет дешево купить эти активы и развить свой бизнес в России, государство получит налоги».

На рынке полагают, что от продажи «Русал» получит порядка $300 млн. Самому содержать и модернизировать прокатные производства «Русалу» не выгодно, поскольку на российском рынке алюминиевый прокат спросом не пользуется, а на внешние «Русскому алюминию» со своим прокатом выйти в обозримом будущем не удастся.

Газета.RU