Toyota может обогнать GMДжейтон Сэпсфорд Японская Toyota Motors, самая доходная автомобильная компания в мире, до сих пор уступавшая американской General Motors по объемам производства, собирается обойти ее и по этому параметру. В Toyota считают, что экономический спад в Японии не сможет помешать ее планам. Руководство компании не придает значения тому, что ее прибыль во II квартале упала на 1,5%. Это произошло, в частности, благодаря и укреплению иены по отношению к другим валютам, из-за которого снизились доходы от экспорта, и обострившейся конкуренции с американскими производителями. Но Toyota рассчитывает, что благодаря растущему спросу увеличит объем продаж с 6,7 млн машин в прошлом году до 8,5 млн к 2006 г. Если эти планы осуществятся, компания начнет наступать на пятки давно лидирующей на рынке GM, которая в прошлом году продала 8,6 млн машин. Огромные финансовые ресурсы, высокая норма прибыли и гибкость в управлении финансами, очевидно, позволят Toyota отвоевать у конкурентов, GM и Ford GM и Ford боятся повторения кризиса перепроизводства, случившегося этим летом, и собираются отменить сверхурочные или временно уволить тысячи работников. Но Toyota планирует усилить экспансию на рынки США. По напористости компания обходит своих конкурентов. Например, ведущие автопроизводители, Mazda Motor и Nissan, продались иностранным компаниям. На их фоне тем более очевиден успех стратегии Toyota, одержимой идеей повышения эффективности и снижения затрат. На днях председатель совета директоров Toyota Хироши Окуда напомнил, что в 1980 г. у компании было 11 заводов в девяти странах, к 1990 г. 20 заводов в 14 странах, а к 2003 г. 42 завода в 24 странах. Компания планирует увеличить производство автомобилей за рубежом до 6 млн штук в год (сейчас в Японии компания производит 3,5 млн машин). Кроме того, Toyota хочет построить седьмой по счету завод в Северной Америке. Стратегия Toyota противоположна стратегии американских GM и Ford, которые, сокращая производство, выигрывают за счет увеличения нормы прибыли. Успех Toyota на американском континенте грозит компании введением санкций, но она нашла защиту. Еще в 1980-х она заключила соглашения с GM и другими американскими производителями, которые владеют пакетами акций японских компаний Fuji Heavy Industries и Isuzu Motors. Это, по мнению Окуда, помешает властям применять протекционистские меры. (WSJ, 2.11.2004, Кирилл Корюкин) Ведомости |