12.11.2004

Гиганты видеопроката объединятся



Мартин Пиэрс

Blockbuster, крупнейшая в США сеть видеопроката, сделала своему главному конкуренту — Hollywood Entertainment предложение о слиянии, чтобы вместе противостоять натиску многочисленных молодых конкурентов и поспевать за техническим прогрессом. Покупатель оценил конкурента в $700 млн.


Blockbuster – крупнейшая в мире сеть видеопроката, которой принадлежит 8900 пунктов проката на 27 национальных рынках. 65% точек находится в США. По итогам 2003 г. компания зафиксировала прибыль в размере $984 млн при объеме продаж $5,82 млрд. Hollywood Entertainment – основной конкурент Blockbuster на рынке США. По итогам 2003 г. прибыль компании составила $82,3 млн при объеме продаж $1,683 млрд.

По информации из осведомленных источников, Blockbuster известила Hollywood, что готова заплатить по $11,50 за акцию — на 17% выше курса на момент предложения. Помимо этих $700 млн лидер видеорынка готов взять на себя долговые обязательства Hollywood, которые тянут еще на $350 млн.

Если предложение будет принято, Blockbuster добавит к своим 5000 пунктам видеопроката еще 1900 точек, принадлежащих Hollywood. Таким образом, компания станет контролировать чуть меньше 50% рынка и упрочит свои позиции в конкурентной борьбе с многочисленными маленькими компаниями, торгующими дешевыми DVD.

Бурный рост рынка DVD, который отмечается в США в последние два года, сильно подорвал позиции компаний видеопроката, которые и без того страдают от операторов кабельного ТВ, выдумавших новую услугу — видео по заказу. По последним данным самой компании, ее доходы от проката на мировом рынке в пунктах, работающих более года, сократились в III квартале на 6,3%. Прогнозы на IV квартал тоже неутешительны.

Если компании договорятся о слиянии, сделка может оказаться под пристальным вниманием регулирующих органов. Но скорее всего аргументом Blockbuster станет сильное изменение рынка домашнего видео за последние пять лет. Источник, близкий к сделке, отмечает, что сеть видеопрокатов теперь конкурирует с розничными гигантами Wal-Mart и Costco Wholesale, а также с компаниями кабельного и спутникового телевидения, которые предлагают своим потребителям сотни каналов. В результате объединенная компания станет доминировать на рынке видеопроката, но на рынке всего домашнего видео будет занимать 20%. Такая цифра учитывает традиционных и онлайн-продавцов, а также интернет-службы по прокату DVD вроде Netfliх, говорит источник.

Аналитики Уолл-стрит могут задаться вопросом, зачем Blockbuster расширяет свое присутствие на рынке во время снижения доходов. Скорее всего компания в ответ выдвинет аргумент, что слияние поможет ей, в частности, стать главным игроком в сфере продажи и проката видеоигр. Blockbuster расширяла этот вид своей деятельности, скупая небольшие сети, занимающиеся только видеоиграми. Но Hollywood сделал больше: компания открыла 600 своих точек.

Предложение о слиянии последовало спустя пять лет, после того как Blockbuster и Hollywood из-за возражений со стороны Федеральной комиссии по торговле пришлось отказаться от планов о “франчайзинговом соглашении”. По этому соглашению название Blockbuster должно было перейти и на прокаты Hollywood. (WSJ, 11.11.2004, Екатерина Кудашкина, Николай Борисов)



Ведомости