12.11.2004
Koh-i-Noor

Koh-i-Noor довели до Сибири владельцы сети магазинов "МИР"



Юлия Ярош
Елена Богданова
Николай Борисов
Ведомости

12.11.2004, №208 (1248)

Евгений Кабанов, один из совладельцев сети магазинов электроники “МИР”, привел в Сибирь знаменитую чешскую компанию Koh-i-Noor. Он продал ей блокпакет Сибирской карандашной фабрики, так что теперь карандаши и ластики Koh-i-Noor будут производиться в России.


ООО “Сибирская карандашная фабрика” образовано на базе Томской карандашной фабрики, основанной в 1934 г. Потенциально предприятие может производить 18 млн карандашей в месяц, перерабатывая для этих целей 24 000 куб. м кедра. Фактический объем производства владельцы не раскрывают, но, по оценке участников рынка, он не превышает 5 млн карандашей в месяц.

Сибирская карандашная фабрика — один из двух действующих производителей карандашей в России. После банкротства в 2001 г. ее выкупила московская компания “ПроБюро”, принадлежащая предпринимателю Евгению Кабанову. Он знаменит не карандашами, а тем, что вместе с отцом Александром Кабановым является совладельцем сети магазинов электроники “МИР”. Но именно с “ПроБюро”, а не с “МИРа” начинал 10 лет назад свою карьеру в бизнесе Кабанов-младший.

“Мы получили Сибирскую фабрику в состоянии полной разрухи. Были отключены все энергоносители, квалифицированные работники разбежались, а оборудование было разграблено, а то, что осталось, напоминало груду металлолома”, — рассказывает гендиректор “ПроБюро” Максим Селезнев.

Восстановив производство, новые владельцы фабрики решили найти партнера. “К нам обращались разные профильные инвесторы”, — делится Селезнев с “Ведомостями”. А осенью прошлого года в Томск, где расположена фабрика, впервые приехал гендиректор Koh-i-Noor Властислав Бриз. Переговоры шли целый год, и в октябре этого года “ПроБюро” продал Koh-i-Noor долю фабрики — “больше блокирующей, но меньше контрольной”. Договор, уточнил Селезнев, предусматривает трехлетний опцион на увеличение доли чехов до 50%.

Чешский брэнд Koh-i-Noor известен каждому с детства. “В советские времена иметь карандаш Koh-i-Noor было мечтой каждого школьника. По популярности этот брэнд сравним, наверное, с маркой шоколада “Красный Октябрь”, — уверен Кирилл Борисов, директор департамента оптовых продаж компании по торговле канцтоварами “Комус”.

Основанная в 1790 г. компания по производству керамики Koh-i-Noor начала заниматься карандашами только в 1802 г., запатентовав грифель, сделанный из смеси глины и графита. Через несколько лет Koh-i-Noor построила фабрику по производству карандашей и керамики в Вене, а в 1870 г., уже после того, как производство переместилось в Ческе-Будеевице, занялась исключительно карандашами. В 1945 г. компания была национализирована, а в 1992 г. снова стала частной. В последние несколько лет Koh-i-Noor создала подразделения в Восточной Европе, в том числе в Словакии и Польше. Сейчас ее оборот достигает $30 млн, а продажи в России оцениваются участниками рынка в $3 млн.

Властислав Бриз передал через своих представителей, что комментировать ситуацию не будет, другие сотрудники Koh-i-Noor также отказались от комментариев. В администрации Томской области “Ведомостям” подтвердили, что Koh-i-Noor стал совладельцем Сибирской карандашной фабрики. Председатель областного комитета развития лесного комплекса Евгений Дунаев говорит, что чешская компания “участвует в модернизации фабрики с лета”.

Сумму сделки “ПроБюро” не раскрывает, а эксперты думают, что она невелика. “Один выпущенный в Томске карандаш стоит, наверное, меньше цента, так что весь оборот фабрики вряд ли больше $1-2 млн”, — оценивает Борисов из “Комуса”. Он думает, что контроль над фабрикой обойдется чехам примерно в $500 000.

“В советские времена у нас в стране действовали три производства карандашей (Славянская карандашная фабрика была закрыта), каждое из которых выпускало до 600 млн карандашей в год”, — вспоминает Марина Родина, главный технолог подмосковной Карандашной фабрики им. Л. Б. Красина (второе из двух уцелевших предприятий). Теперь же обе фабрики едва выпускают 200 млн. Западные инвесторы проявляют интерес и к подмосковной фабрике. “К нам тоже обращались и Koh-i-Noor, и турецкий производитель карандашей Adel Kalemcilik”, — говорит Родина.



Ведомости