Не метро, так супермаркетГазетчики, потерпевшие неудачу в своих попытках вернуться в людные переходы и вестибюли метро, насели на владельцев супермаркетов, магазинов, рынков и даже новостроек Москвы: требуют предоставить им помещения на льготных условиях, где можно развернуть свой бизнес. Некоммерческое партнерство «Издательская инициатива», объединяющее крупнейшие издательские дома России, сразу после создания объявило, что намерено вернуться в метрополитен, из которого газетчиков недавно выгнали. Но попасть туда у НП шансов все меньше. Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев порекомендовал мэру в качестве строителей и установщиков киосков по торговле прессой на территории метрополитена агентство «Метропресс», в котором 60% принадлежат метрополитену. В качестве альтернативы метро для создания точек продаж издатели теперь рассматривают супермаркеты и прочие значительные торговые точки столицы. Было бы преувеличением говорить о том, что там их ждут: крупные магазины давно торгуют полиграфической продукцией. И, похоже, довольны результатами. А вот издателей, потерявших основной источник дохода, то, как осуществляется торговля в супермаркетах, больше не устраивает. По словам Виктора Шкулева, председателя правления «Издательской инициативы» и главы ИД Hachette Filipacchi Shkulev, высокая арендная плата, необходимость завозить свое торговое оборудование и несвоевременная оплата делают для издателей распространение прессы в супермаркетах нерентабельным или в лучшем случае малорентабельным. Ситуация, по мнению издателей, должна измениться. «Супермаркеты не должны быть абсолютными хозяевами, – считает Виктор Шкулев. – Торговля прессой – нормальный бизнес, но требовать сегодня от распространителей арендной платы выше определенного процента или наценки выше определенного процента просто нельзя». Мало того, газетчики прикладывают усилия к тому, чтобы обязать несознательные супермаркеты и даже рынки обзаводиться точками по продаже прессы. «Должен быть городской закон, по которому все магазины площадью свыше 300 кв. м обязаны распространять прессу», – заявил Леонид Макарон. Судя по его словам, принципиальная договоренность с московскими чиновниками средней руки по этому поводу уже достигнута. В письме мэру, которое подписали председатель Комитета по телекоммуникациям и СМИ Михаил Щербаченко и руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков, говорится следующее: «Считаем возможным поддержать предложение ГИПП о внесении в обязательные условия открытия торговых павильонов и магазинов города площадью более 300 кв. м наличие периодической печати в ассортименте продаваемой продукции». Но и этого издателям недостаточно. Свой лоббистский ресурс они решили задействовать на полную катушку. В письме Лужкову московские чиновники предлагают ввести «также обременение строительства жилых и торговых комплексов города наличием целевых помещений площадью 50–70 кв. м для создания мини-маркетов прессы». Комментировать инициативы, изложенные в обращении к Юрию Лужкову, столичные чиновники пока отказываются. Так что выяснить, на основании каких законодательных актов мэрия намеревается заставить частных застройщиков предусматривать строительство специальных помещений для торговли прессой, не удалось. Сейчас объем московского рынка распространения печати в супермаркетах оценивается в $45 млн ежегодно. Если предложение, которое, как утверждают издатели, уже практически согласовано, успешно реализуется, рынок этот вырастет в несколько раз. Как считает Константин Исаков, глава агентства «Медиамарк»: «Не исключено, что, если все сложится удачно с супермаркетами, издателям не понадобится метро. Нигде, кроме России, в метро не торгуют. Это все равно что поставить в автобусе автомат, продающий воду». Газета.RU |