16.11.2004
Red Bull

Jaguar добыл хозяина "Формула-1"



Вчера, в день истечения крайнего срока подачи заявок на участие в чемпионате мира "Формулы-1" 2005 года, было объявлено о продаже команды Jaguar австрийской компании Red Bull. Таким образом, опасения, что команда будет ликвидирована, не оправдались.

Концерн Ford, бывший теперь уже владелец команды Jaguar, объявил о своем выходе из "Формулы-1" еще в сентябре. Руководство автогиганта посчитало, что дальнейшее продвижение марки Jaguar посредством участия в "королевских гонках" целесообразно только при условии достижения высоких результатов. А это, в свою очередь, было возможно лишь после многократного увеличения расходов на содержание команды. Для справки: в минувшем сезоне бюджет Jaguar составил несерьезные по сравнению с расходами "больших" команд $170 млн. И неудивительно, что команда ровным счетом ничего не показала. На наращивание расходов боссы Ford не решились и предпочли избавиться и от команды Jaguar, и от компании Cosworth, поставлявшей гоночные моторы еще и Minardi с Jordan.

Практически сразу после того, как команда Jaguar была выставлена на продажу, появились сообщения о заинтересованности в ее покупке компанией Red Bull – производителем одноименного энергетического напитка, довольно давно сотрудничающей с командами "Формулы-1". Скажем, в минувшем сезоне Red Bull был одним из ключевых спонсоров Sauber. Помимо Red Bull заинтересовалась приобретением Jaguar и компания Midland Group. Та самая, что начиная с 2006 года придет в "Формулу-1" с собственной, "русской" конюшней. Однако, как рассказал корреспонденту Ъ владелец команды Алекс Шнайдер, стороны в итоге не сошлись в финансовых аспектах сделки. "Нас интересовал ряд активов, принадлежащих Jaguar. Ford хотел получить за команду порядка $40 млн. Кроме того, на нового владельца перекладывались долги команды и обязательства перед довольно большим штатом сотрудников, которых насчитывается 300 человек,– сказал господин Шнайдер.– В результате мы предпочли не спешить и создавать свою команду с нуля. Как и планировалось ранее, машина будет строиться на шасси Dallara".

$40 млн, в которые Ford оценил команду Jaguar, по "формульным" меркам сумма совершенно несерьезная. Но, как это ни странно прозвучит, судя по всему, Red Bull приобрел команду еще дешевле. Никаких официальных финансовых подробностей сделки до сведения публики не доводится. Но все же из стана самого Jaguar просочилась информация о том, что Red Bull заплатил за команду всего $1. Правда, при этом компании пришлось взять на себя ряд обязательств. Во-первых, все работники команды Jaguar, включая топ-менеджеров, сохранят свои места и зарплаты и в новой команде. Во-вторых, Red Bull вроде как обязался вложить в команду не менее $400 млн за последующие три сезона.

На такую уступчивость Ford, по сути, был вынужден пойти. Ведь команду надо было обязательно продать не позднее вчерашнего дня, в противном случае она теряла право на участие в чемпионате мира 2005 года, а заодно всякий смысл дальнейшего существования, превращаясь в никому не нужный актив. Да и вообще очереди из покупателей на команду, от которой одни расходы, не наблюдалось. Так что особо привередничать Ford не приходилось.

Другое дело – компания Cosworth. Это вполне благополучная фирма, производящая моторы. Так что на нее Ford нашел покупателя на более выгодных условиях. Новыми владельцами компании стали Кевин Калховен и Джеральд Форсайт, совладельцы американской гоночной серии Indy Racing League. К слову, факт продажи Cosworth не менее значим, чем переход команды Jaguar под контроль Red Bull. Как уже упоминалось, Cosworth поставлял двигатели для ряда команд "Формулы-1", и теперь можно быть уверенным в том, что продолжит это делать. На моторах от Cosworth в грядущем сезоне будут гоняться собственно Red Bull и Minardi. В отношении последней были серьезные опасения. Не было гарантии, что одна из беднейших команд серии найдет поставщика дешевых моторов и сможет участвовать в чемпионате.

Решил свои проблемы с двигателями и Jordan. Команда Эдди Джордана отныне будет оснащаться моторами Toyota. Конечно, они не будут точно такими же, как те, которые получает заводская команда японского автогиганта. Скорее речь может идти о схеме сотрудничества, по которой работают Ferrari и Sauber: последняя получает от итальянцев прошлогодние версии моторов Ferrari. Но в любом случае двигатели от Toyota, пусть и не самые свежие, помогут Jordan чувствовать себя более уверенно. Тем более что, по словам господина Джордана, цена, запрошенная японцами за моторы, является вполне разумной, что для небогатой команды очень важно.

В общем получается, что все десять команд "Формулы-1" подтвердили свое участие в чемпионате мира. В противном случае могли возникнуть довольно серьезные проблемы. Ведь договор о согласии, регламентирующий ключевые аспекты проведения чемпионата, предусматривает, что в гонках должно участвовать не менее десяти команд, каждая из которых выставляет по две машины. Если же этот принцип нарушается, то оставшиеся "конюшни" обязаны выставлять дополнительные автомобили. С учетом общего неважного финансового положения "Формулы-1" с этим могли возникнуть проблемы.

АФСАТИ Ъ-ДЖУСОЙТИ

КоммерсантЪ