Перспективная провинция. Рынок сотовой связи в регионах растет быстрее, чем в столицахГлеб Крампец САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Активная конкуренция сотовых операторов из столиц переместилась в регионы. Заняв свои ниши на почти заполненном петербургском рынке, ВымпелКом и Sky Link двинулись в другие области Северо-Западного региона, где уже присутствуют МегаФон и МТС. Уровень проникновения сотовой связи в провинции не превышает 50%, и рынок там растет в несколько раз быстрее, чем в столицах.
ВымпелКом последним из операторов большой тройки вышел на рынки Северо-Запада. В прошлом году компания открыла филиалы в Калининграде и Новгороде, в течение этого года в Псковской, Вологодской, Архангельской, Мурманской областях и Республике Карелии. В строительство сетей в восьми городах, расположенных в шести регионах Северо-Запада, оператор вложил $60 млн (с учетом маркетинговых затрат). Вслед за ВымпелКомом в соседние с Петербургом регионы собрался крупнейший российский оператор стандарта CDMA-2000 Sky Link. В этом году он открыл представительства в Новгороде, Пскове и Петрозаводске. В декабре начнет работать сеть в Мурманске, а в начале следующего года в Калининграде. Первым все рынки северо-западных областей и республик освоил МегаФон. Как сообщили в пресс-службе этого оператора, освоение регионов он начал в 1997 г. с открытия филиалов в Архангельске, Мурманске и Карелии, а закончил в 2001 г., построив сеть в Новгородской, Псковской и Калининградской областях. По словам директора по маркетингу макрорегиона Северо-Запад МТС Руслана Гурчияна, филиалы этого оператора были открыты во всех столицах областей и республик уже полтора года назад. Аналитик Тройки Диалог Евгений Голосной не считает сумму, которую ВымпелКом потратил на освоение северо-западных регионов, очень высокой. Рано или поздно эти деньги пришлось бы тратить. Возможно, если бы выход этой компании в регионы Северо-Запада состоялся раньше, инвестиции были бы меньше, но ненамного, считает аналитик. Запоздалый бум В провинции в самом разгаре бум сотовой связи, который можно было наблюдать 3-4 года назад в столицах, говорит Голосной. Такого же мнения придерживается и Гурчиян из МТС. По его словам, проникновение в Петербурге уже превысило 80%, тогда как в Мурманске, который считается самым заполненным сотовой связью областным центром Северо-Запада, лишь половина жителей пользуется мобильной связью. А директор по маркетингу петербургского филиала Sky Link Дмитрий Александров говорит, что для его компании выход в регионы это еще и способ заявить о себе как о федеральном операторе. Александров отмечает, что сети, которые его компания построила в Новгороде, Пскове и Петрозаводске, рассчитаны в основном на роумеров из Петербурга и Москвы. Однако в следующем году оператор планирует развивать сети и привлекать новых абонентов и в этих регионах. Александров не назвал инвестиций, которые его компания сделала в этих городах, сказав лишь, что текущие расходы роумеры там окупают. Зато в Мурманске и Калининграде Sky Link планирует построить полноценные сети. По словам Александрова, именно эти города занимают 2-е место в регионе после Петербурга и Ленобласти по уровню жизни населения и востребованности сотовой связи. С этим согласен и директор петербургского филиала ВымпелКома Игорь Заруднев. Он выделяет еще Вологодскую область с ее крупными промышленными предприятиями. Неравные силы Sky Link рассчитывает занять примерно 10% мурманского рынка по количеству абонентов и примерно 20-30% от его объема в деньгах. ARPU (ежемесячный доход оператора от одного абонента), по прогнозам Александрова, должен составить в Мурманске $30. Александров отмечает, что региональные рынки становятся более конкурентными, чем столичные, такое же, как и в столицах, количество операторов конкурирует за меньшую абонентскую базу. Его поддерживает директор по маркетингу новгородской сети Индиго-GSM Михаил Чернышев. Сеть вышла на местный рынок в этом году уже после того, как на нем появились все члены большой тройки, говорит он. Конкурировать с лидерами российского рынка просто нет смысла, возможности несравнимы, признает Чернышев. Индиго-GSM выбрала нишу малоговорящих абонентов и привлекает именно их. К тому же, говорит Чернышев, на региональных рынках можно позиционировать себя как местную компанию, это может принести некоторое количество абонентов. Затраты на строительство сети в одном городе Чернышев оценивает в $1,5-3 млн. В пресс-службе МегаФона отмечают, что в среднем по регионам Северо-Запада ARPU ниже петербургского примерно на треть. Аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский говорит, что в регионах Северо-Запада ARPU на 15-20% ниже петербургского. В Северной столице абоненты приносят операторам $15-16, а в Москве $18-20. Проверенные ходы ВымпелКом выходил на региональные рынки с проверенным предложением 1 цент внутри сети. Оператор также предлагал абонентам пробные две недели бесплатных звонков на мобильные и городские номера, рассказывает Заруднев. По его словам, абоненты в провинции не очень взыскательны и основным маркетинговым стимулом для них является цена, хотя в последнее время они обращают все большее внимание на качественные показатели связи, особенно в развитых регионах. Пока не пользуются особой популярностью и дополнительные услуги, предоставляемые операторами. Аналитик ACM-Comsulting Антон Погребинский сомневается в том, что подключение к Интернету через мобильники найдет там достаточное количество пользователей. Так же считает и Заруднев из ВымпелКома. А Александров полагает, что эта услуга найдет пользователей именно из-за неразвитости рынка услуг интернет-провайдеров. Несмотря на то что новые игроки выходят на региональные рынки с выгодными предложениями, их аудитория прибавляется в основном за счет подключения новых абонентов. Операторы отмечают, что на них еще есть место для экстенсивного развития. А Голосной из Тройки Диалог полагает, что бурный рост абонентской базы в регионах продолжится еще пару лет и приостановится на уровне примерно в 60-70% проникновения сотовой связи. Ведомости |
|||