23.11.2004

Икорная монополия. Государство хочет контролировать продажу икры



Ринат Сагдиев

Продажа осетровых видов рыб и черной икры может стать государственной монополией. В Совете Федерации подготовили соответствующий законопроект, который может быть принят уже весной 2005 г. Однако участники рынка напоминают, что подобные попытки предпринимаются уже 12 лет и до сих пор никаких результатов не принесли.


90% всей черной икры поставляется на мировой рынок странами бассейна Каспия. Еще в 1997 г. основными игроками мирового рынка черной икры были Россия (экспортировавшая 450 т икры в год) и Иран (150 т). Однако в конце 1998 г. Международная конвенция по охране дикой природы CITES начала распределять между странами разрешения на вылов осетровых и экспорт черной икры. В 2003 г. CITES разрешила прикаспийским государствам экспортировать около 147 т икры, в том числе 78,8 т – Ирану и 30,3 т – России. В 2004 г. квота Россия на вылов осетровых составила 453 т. По оценкам участников рынка, улов браконьеров превышает официальную квоту в 9–10 раз.

Проект закона “О сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов” разработал комитет по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации. Как передает РИА “Новости”, уже в декабре документ может быть передан на рассмотрение правительственной комиссии, а весной внесен в Госдуму.

Как рассказал на условиях анонимности один из разработчиков закона, предполагается, что торговлей осетриной и икрой будет заниматься только государство через созданное ФГУП. Но пока госмонополия на этом рынке остается виртуальной идеей. “Мы еще в Госкомрыболовстве готовили проект президентского указа о госрегулировании оборота осетровых, но он дошел только до Минюста, — уточняет чиновник. — Сейчас документ отправлен на согласование в правовое управление администрации президента. Но главной проблемой остается антимонопольное законодательство”.

Получить комментарии в администрации президента не удалось.

Но чиновники ФАС не видят проблем с принятием нового документа. “Мы никогда не возражали против госрегулирования в отношении осетровых и икры, этого требует сама ситуация на этом рынке”, — говорит начальник профильного управления ФАС Теймураз Харитонашвили.

Участников рынка идея сенаторов не удивила. “Идея введения госмонополии на икру витает в правительстве уже 12 лет, с того момента, как рыбная отрасль была передана в частные руки, — рассказывает исполнительный директор Ассоциации предприятий по добыче и воспроизводству осетровых Валерий Пальцев. — А закон "О сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов" Госдума и Совет Федерации пытались принять с 1995 г. Последний раз Госдума сняла его с рассмотрения в 2002 г.”. По словам Пальцева, сейчас существует несколько законопроектов, регламентирующих вылов и продажу осетровых. Один из них подготовили астраханские депутаты (проект ФЗ “О государственном регулировании оборота продукции из осетровых видов рыб”), предлагающие ввести лицензирование оборота осетровых и перевести торговлю икрой и рыбой с рынков в магазины.

Пальцев, представляющий крупнейшие частные астраханские рыболовецкие компании, признает, что монополия государства сильно ударит по частным компаниям, но надеется, что оно “поручит нам проводить какие-либо работы”.

А Артур Меграбян, директор по внешним связям швейцарской компании Planet Caviar (специализируется на продаже русской икры за рубежом), удивлен желанием России установить госмонополию на рынке, оборот которого не превышает $25 млн (легальные продажи в России и экспорт) в год. По его словам, даже Иран, в котором существует госмонополия на икру, намерен приватизировать госкомпанию “Шилат” из-за ее убыточности. “Они зарабатывают по 35 млн евро в год, но этих денег не хватает, чтобы платить зарплату 3000 работников”, — пояснил Меграбян. По словам Меграбяна, Россия, введя госмонополию, может начать вкладывать средства в искусственное разведение осетров и даже нарастить объемы, но это будет уже “искусственная” икра, а не “дикая”, которая ценится в Европе. “Осетров в Европе давно уже разводят самостоятельно, и искусственная русская не сможет с ними конкурировать”, — говорит он.



Ведомости