Министр напугал ритейлоров. Глава Минсельхоза предложил регулировать работу сетей с поставщикамиЮлия Ярош Ринат Сагдиев У министра сельского хозяйства Алексея Гордеева накопилось недовольство тем, как торговые сети обращаются с производителями продуктов питания. В беседе с полпредом президента РФ Ильей Клебановым он назвал методы российских ритейлоров нерыночными и отметил, что их взаимоотношения с поставщиками должны регулироваться специальным законом. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев в прошлую пятницу встречался с полномочным представителем президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильей Клебановым. Один из вопросов, который обсуждали чиновники, касался работы розничных компаний с поставщиками, передало агентство Интерфакс. Стране нужен закон, который бы регулировал работу торговых сетей и способствовал ограничению их негативного монопольного влияния на производителей, цитирует слова Гордеева Интерфакс. Министр отметил, что ритейлоры диктуют производителям нерыночные правила игры: устанавливают высокие торговые наценки, избирательно подходят к поставщикам, требуют плату за вход в торговую сеть. Выяснить у Гордеева, готов ли Минсельхоз выступить разработчиком нового закона, вчера не удалось. Никто в министерстве также не смог прокомментировать, какими способами закон может решить перечисленные Гордеевым негативные моменты. Опрошенные Ведомостями ритейлоры в один голос заявили, что министр погорячился. Гендиректор Патэрсона Юрий Яковчик заметил, что предложенный подход антирыночный. Сети сейчас работают на крошечных процентах, говорит он. А действующие правила игры рыночные, даже если часть поставщиков, которая относится к сельскому хозяйству, не может их принять. [Желание] заставить сети работать с поставщиками принудительно не имеет отношения к нормальной экономике, считает гендиректор Перекрестка Александр Косьяненко. Сети, по его мнению, закупают товары у определенных поставщиков не по своей воле, а в соответствии с потребительским спросом. Конкуренция на розничном рынке привела к тому, что наценки стали минимальны, говорит он. Зато идея Гордеева порадовала многих производителей. Андрей Хижняк, директор по маркетингу АВК Эксима (владеет Микояновским мясоперерабатывающим заводом) считает, что закон о торговых сетях нужен. Сейчас вся инициатива находится на стороне сетей. Они все больше давят на производителей, и мы можем оказаться в ситуации, как в Европе и США: производители, которые не договорились с розничными сетями, обанкротились, беспокоится он. А президент крупной сахарной компаний говорит, что тендеры, которые проводят сети, совершенно невыгодны: иногда производители готовы отдавать сахар даже ниже себестоимости, лишь бы обеспечивать хоть какой-то сбыт и опередить конкурента. А вот председатель правления консервного холдинга ПомидорПром Максим Протасов считает, что закон не нужен. Сейчас происходит естественный отбор, в результате которого на рынке останутся только сильные сети и сильные производители, уверен он. В разное время уже были усилия повлиять на розничный рынок административными методами, говорит Яковчик из "Патэрсона". Например, пытались регулировать наценки. Но, сколько помню, правительство всегда стояло за либерализацию. Ведомости |