Игра в слова иногда помогает продавцам алкоголя "не нарушать" закон о рекламеЮлия Лях Антимонопольное ведомство по-разному трактует закон о рекламе алкогольной продукции в регионах. Кемеровское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) запретило размещать рекламный аудиоролик Новокузнецкому ликероводочному заводу, посчитав фразу: Кто пил не наше, пил не то
ненадлежащей рекламой. А томская ФАС разрешила рекламу беленькой на радио.
Аудиоролик с текстом Кто пил не наше пил не то. Продукция НЛВЗ то, что надо распространялся в эфире новокузнецкого областного радио Апекс-Регион с 19 июля по 6 августа. Поскольку 40% продукции завода составляют спиртные напитки крепостью свыше 40 градусов, комиссия ФАС решила, что предприятие нарушило законодательство, сообщил Ведомостям руководитель управления ФАС по Кемеровской области Валерий Жилков. Заводу придется заплатить штраф, сказал он. Рекламный ролик действительно размещался на радио, но в середине августа договор был приостановлен, говорит юрист НЛВЗ Владимир Дуров. Мы предполагали, что у ФАС могут возникнуть к нам некоторые претензии, но не в таком виде, сказал он. Дуров не исключил, что завод опротестует это решение. Томское антимонопольное ведомство проявляет большую лояльность к рекламодателям водки. Большинство томских СМИ полгода назад стали практиковать устное согласование текстов с управлением еще до их выхода в эфир, говорит ведущий специалист ФАС по Томской области Максим Мальцев. По его словам, никаких гарантий такое согласование не дает, но позволяет на раннем этапе привести текст в соответствие с законом. Встречаются тексты, в которых мы не видим нарушений, говорит Мальцев. Так, например, томские сотрудники антимонопольного ведомства не увидели нарушений в аудиоролике фирмы Братья Коцоевы. Текст На улицах мы раньше пиво пили, нам к юбилею это запретили (подразумевался закон областной думы о запрете употребления пива на улице. "Ведомости"). И некуда деваться, и в охотку дружно пить мы будем "беленькую" (пауза) кефир и молоко не вызвал возражений ФАС. В рекламном договоре рекламодатель не указывает вид товара, и поэтому у нас не было бы шансов доказать, что имелась в виду реклама водки, говорит Мальцев. Водка Беленькая, продается в магазинах, но торговая марка мало известна в городе, а беленькими можно назвать и молоко и кефир, пояснил он. На заводе Традиции качества (Краснознаменск, Московская область), выпускающем водку Беленькая, говорят, что знают о существовании этого аудиоролика. Его инициатором выступил [томский дистрибьютор] Братья Коцоевы, пояснила руководитель PR-службы Традиций качества Ирина Солдатова. Она уверена, что завод застрахован от претензий антимонопольных органов, так как слово водка в тексте не звучит. С фирмой Братья Коцоевы связаться не удалось. Экспертов удивила лояльность томской ФАС. Антимонопольное ведомство без труда могло бы доказать, что рекламируется водка, считает директор юридической компании Усков и партнеры Вадим Усков. Беленькая зарегистрированная торговая марка водки, и Братья Коцоевы специализируются на продаже алкогольной продукции, а не абстрактных кефира и молока, которые, кстати, не рифмуются со словами в охотку здесь без труда угадывается слово водку, сказал Усков. Согласен с Усковым и юрист Noerr Stiefenhofer & Lutz Дмитрий Соколов. Ассоциация с водкой, а не молочными продуктами создается за счет стихотворной рифмы к словам в охотку логично предложить водку, а не не согласующиеся с ними кефир и молоко, говорит он. Даже нецелевой аудитории, не знающей о существовании водки Беленькая, понятно, что речь идет не о рекламе молочных продуктов. А партнер Вегас-Лекс Владимир Бондаренко считает, что текст такой рекламы вводит потребителей в заблуждение. Слово беленькая является общеупотребительным названием водки, а не молочных продуктов, не говоря о существовании одноименной торговой марки, говорит Бондаренко. Начальник отдела контроля и надзора за соблюдением закона О рекламе Федеральной антимонопольной службы Ирина Василенкова отказалась комментировать действия региональных коллег. Ведомости |
|||