Иешуа и городничий сменят ментовДва-три ближайших телесезона одним из поставщиков рейтинга телевизионных каналов станут многосерийные экранизации известных литературных произведений наших классиков и современников. Успех Владимира Бортко, снявшего для канала "Россия" сериал "Идиот", стимулировал других не менее маститых режиссеров - Сергея Соловьева, Павла Лунгина, Глеба Панфилова. Режиссер Сергей Соловьев решил экранизировать "Анну Каренину" 10 лет назад. Он не раз предлагал телеканалам поддержать его, но только год назад идея оказалась востребованной. За производство этой ленты бились "Первый канал" и "Россия". Победил "Первый", предложивший более выгодные финансовые условия. "Россия", забыв о Толстом, взялась за Михаила Булгакова. Все тот же Владимир Бортко сейчас снимает "Мастера и Маргариту". Канал НТВ в гонку за классикой включился последним, поручив Павлу Лунгину снять "Мертвые души". Режиссеры отрицают, что бум на классику вызвал коммерческий успех "Идиота", а объясняют его потребностью зрителя в культуре. "У людей есть желание вернуться к ценностям, к слову, к мысли", - считает Павел Лунгин. Ни один из вышеперечисленных режиссеров не считает, что снимает массовый продукт. Сергей Соловьев заявил "Известиям", что "телевидение оставило нам шанс общения со зрителями". По его словам, телезрители - это не массовая аудитория, а просто люди, с которыми мы привыкли общаться. "Я не стремлюсь работать на большую аудиторию, - утверждает Владимир Бортко. - Я работаю для простой вещи, чтобы сделать хорошо". Для того чтобы "сделать хорошо", маститые режиссеры приглашают в многосерийные экранизации звезд высшего эшелона - Олега Меньшикова ("Доктор Живаго", "Золотой теленок"), Чулпан Хаматову ("Дети Арбата"), Сергея Безрукова ("Анна Каренина", "Мастер и Маргарита"), Леонида Ярмольника ("Анна Каренина"), которые в дешевых сериалах про ментов никогда в жизни играть не согласились бы. Строят хорошие декорации, снимают не только в пределах "Мосфильма", но и за пределами России - в Турции, Румынии, Украине, Чехословакии, Франции и т.д. Бюджет при таком размахе редко падает ниже отметки в 200 тысяч долларов за серию, в то время как обычные сериалы стоят в два раза дешевле. К тому же специфика экранизаций не позволяет телеканалам зарабатывать на "продакт плейсмент" (внедрении рекламы в сюжет). Анна Каренина не может пить кофе известной марки, как герои "Ночного дозора". Показ классики могут оправдать только высокие рейтинги. Игорь Тяпкин, генеральный директор компании Video Way, специализирующейся на размещении рекламы внутри кино и сериалов, считает, что исторические сериалы могут быть интересны отдельным рекламодателям: "В фильме про советское время, например, это могут быть и "чай со слоном", и "Аэрофлот", и различные кондитерские марки. В фильмах о начале прошлого века вполне приемлемо присутствие Coca-Cola, часовых марок, водки "Смирнов", марок одежды, скажем, Trussardi, журнала "Вокруг света", Ford и Rolls Royce, Ericsson и Siemens. Думаю, что это было бы неплохо, скажем, для поддержания легенды бренда". Тем временем вещатели нашли еще один источник дохода - снимать параллельно с длинной телеверсией полнометражный вариант для кинотеатров, который не только приносит кассовые сборы, но и станет частью промо-акции будущего сериала. Так поступят и с "Анной Карениной", и с "Турецким гамбитом". При этом не все продюсеры уверены, что классика оправдает ожидания зрителя и ТВ не перекормит его экранизациями. Руководитель Студии художественных телефильмов телеканала "Россия" Илья Неретин рассказал, что после удачного телепроката "Идиота" канал хотел сразу экранизировать "Анну Каренину" Толстого и "Бесов" Достоевского, однако передумал. "После успеха "Идиота" многие компании стали скупать в магазинах классику для экранизаций. Уже в следующем году на телевизионные экраны каждого канала выйдет десятки фильмов, где будут присутствовать люди в цилиндрах и с бакенбардами. Мы предпочитаем не ходить проторенными дорожками. Нельзя в течение двух лет экранизировать скопом всю русскую классику - боюсь, у зрителя это вызовет раздражение. Такие фильмы, как "Идиот", "Анна Каренина" или "Братья Карамазовы", становятся событием раз в пять лет. Сейчас мы делаем совершенно особый проект - "Мастер и Маргарита". Судя по всему, этот фильм будет настоящим событием", - заявил Неретин. В свою очередь, Сергей Соловьев считает, что проблема надуманна: "Это атрибут цивилизованной кинематографии. В 1960-х экранизации "Анны Карениной", "Братьев Карамазовых", "Войны и мира" и "Гамлета" вышли примерно в одно и то же время. Серьезнейшие картины, каждая из которых оставила глубокий след в душе людей и истории кино. Как видите, все уже было испробовано, причем с потрясающим результатом". Продюсер и главный редактор компании "Централ Партнершип" Сергей Даниелян тоже не уверен, что классики на экранах может стать чересчур много. "То, что экранизаций много, - заблуждение. В общем объеме производства нашей компании они составляют где-то 15%. Приблизительно то же можно сказать и о других компаниях, которые работают на рынке. Так что вопрос о перепроизводстве экранизаций стоит не острее, чем вопрос перепроизводства вообще". Сергей Соловьев уверен, что для успеха "не нужно снимать ни лучше, ни хуже, чем написал Достоевский, - надо показать зрителю то, что у тебя от Достоевского осталось в голове, сердце, душе". "Достоевский уже все написал, рукопись лежит в РГАЛИ. Все остальное - следы Достоевского в сознании отдельного человека или общества. Эта система образов живет в жизни общества и жизни людей и вместе с обществом и людьми видоизменяется. Важно показать именно это видоизменение, а не создавать пособие для тех, кто не умеет или не хочет читать. Поэтому экранизаций может быть 10, 20, 30. Главное, чтобы они не делались по принципу "не читали, так пусть хоть посмотрят", - говорит Соловьев. В качестве примера он привел историю, рассказанную Вячеславом Тихоновым: на вопрос "какой эпизод романа Толстого "Война и мир" произвел на вас наибольшее впечатление?" девочка ответила: "Сцена, где Наташа танцует со Штирлицем". Герои Лермонтова и Пастернака готовятся к телеэфиру Кроме "Анны Карениной" "Первый канал" готовит сериалы по произведениям модного ретродетективщика Бориса Акунина - "Турецкий гамбит" и "Статский советник". Не исключено, что "Первому каналу" достанутся права и на показ сериала "Золотой теленок", где роль обаятельного авантюриста Остапа Бендера сыграет Олег Меньшиков. Параллельно с "Мастером и Маргаритой" "Россия" снимает сериал по роману Александра Солженицына "В круге первом", который экранизирует Глеб Панфилов, а режиссер Дмитрий Месхиев и сценарист Ираклий Квирикадзе готовятся к съемкам "Героя нашего времени" Михаила Лермонтова. Для НТВ Юрий Грымов продолжает работу над экранизацией "Казуса Кукоцкого" Людмилы Улицкой. Близки к завершению переговоры о покупке прав на сериал "Доктор Живаго" с Олегом Меньшиковым в главной роли. Частные производители также запускают в производство ряд экранизаций. Режиссер Юрий Мороз приглашен снимать "Братьев Карамазовых". Пока непристроенным остается сериал "Богатство" по одноименному роману Валентина Пикуля с Сергеем Никоненко, Сергеем Баталовым и Олегом Табаковым в главных ролях. Компания "Централ Партнершип" приобрела права на экранизацию "Белой гвардии" Булгакова. Ответ читателей "Известий" на сайте www.izvestia.ru "Почему наш кинематограф начал снимать так много сериалов по отечественной классике?" Голоса распределились следующим образом 1. Нет современных сюжетов - 24,24% 2. Надо образовывать общество - 24,24% 3. Это государственный заказ - 51,52% В опросе приняли участие 1396 человек. Надежда СТЕПАНОВА Известия |