09.12.2004

Операторы заманивают неверных абонентов



Операторы заманивают неверных абонентов В ноябре россияне установили своеобразный рекорд – новыми абонентами сотовой связи стали 3,8 млн человек. По прогнозам аналитиков, рекорд продержится недолго, он будет побит уже в декабре. Но вскоре у операторов могут возникнуть проблемы с массовым оттоком абонентов.

По данным исследовательской AC&M-Consulting, число абонентов сотовой связи в Москве превысило 90% населения – 15,7 млн человек. В целом по России этот показатель в два раза меньше – 45,2% (65,59 млн человек).

Больше всех абонентов в Москве набрал «Би Лайн», на эту компанию приходится 51% новых подключений. В регионах «Би Лайн» тоже ходит в любимчиках, его выбрали 41% новых абонентов, тогда как МТС – 34,9%, а «Мегафон» – 15,9% новых абонентов. Разрыв по численности абонентов между «Би Лайном» и традиционным лидером российского рынка сотовой связи МТС составляет на сегодня всего 525 тыс. человек в пользу последнего.

Аналитики объясняют такой успех «Би Лайна» тем, что компании наконец удалось разрешить проблему с номерной емкостью. Дело в том, что летом у «Би Лайна» практически закончились номера, а Министерство информационных технологий и связи долгое время не выдавало новых, оно было занято административной реформой. Компания была вынуждена сократить срок сохранения номера за «молчащим» абонентом с шести до четырех месяцев, чтобы высвободить хоть какое-то количество номеров. В ноябре во всех регионах, где работает «Би Лайн», шестимесячный срок был восстановлен. Тем не менее аналитик AC&M-Consulting Александр Шатиков сомневается, что разрыв между МТС и «Би Лайном» будет сильно сокращаться в дальнейшем: МТС усиливает экспансию в регионы и уже приобрела двух крупных игроков –- якутскую и читинскую компании.

Пока «Би Лайн» покорял Москву и регионы, МТС стал лидером по подключениям в Петербурге – 34,8% («Мегафон» – 32,1%, «Би Лайн» – 29,8%).

Вообще же, на рынке услуг сотовой связи наблюдается небывалое оживление. «В привлечении абонентов в ноябре большую роль играли различные акции, в частности, продажа двух SIM-карт по цене одной. Операторы начали новогодние распродажи раньше, чем обычно. Но такие акции через какой-то период обычно оборачиваются оттоком», – отмечает Александр Шатиков.

Такой активности абонентов не ожидал даже министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. «Каждый второй россиянин в 2005 году будет иметь мобильный телефон», – заявил на днях министр. Но по прогнозам AC&M, в следующем году количество абонентов увеличится до 90 млн и проникновение сотовой связи по стране составит около 60%.

Павел Нефедов, руководитель пресс-службы МТС, говорит, что в компании надеются удержать абонентов, которые получили бесплатные карты. «Цель таких акций – подтолкнуть абонента найти не охваченные нами ниши и привлечь новых абонентов. Было бы нелогично, если бы человек, начавший использовать такую карту, потом ее выкинул», – отмечает он.

Господин Нефедов считает закономерным то, что «Би Лайн» уже несколько месяцев подряд подключает больше абонентов: «У них больше регионов, где мы только запускаемся. И больше возможностей, откуда набирать абонентов. Когда мы запустим новые регионы, наша абонентская база будет динамично увеличиваться».

«Рынок нас рассудит», – философски замечает Михаил Умаров, директор по связям с общественностью «Вымпелкома» («Би Лайн»), который сомневается, что МТС удастся перехватить лидерство по новым подключениям. Он так комментирует итоги ноября: «Действительно, одна из причин активного роста – возврат к прежней методике учета абонентов. К тому же сработал комплекс маркетинговых инициатив, которые были введены в ноябре».

А «Мегафон» придерживается другой политики. «Мы проводили акцию по раздаче бесплатных карт года два назад, но она не была особо эффективной, – отмечает Роман Проколов, советник гендиректора "Мегафон-Москва". – Мы не видим необходимости в раздаче комплектов, которые будут выговорены и выброшены. В нашем бизнесе-плане намечено достичь отметки 1,7 млн абонентов, в его выполнении мы не сомневаемся».

Тимофей Дзядко

Газета.RU