09.12.2004

Никита Михалков нашел, где терять деньги. В союзе кинематографистов появилось московское отделение



В Доме кино состоялось собрание членов Союза кинематографистов России, проживающих в Москве и Московской области. Главным событием на нем стало образование московского отделения союза в составе СК РФ. За разборками кинематографистов наблюдала АЛЯ Ъ-ХАРЧЕНКО.

Некоторая интрига образовалась вокруг собрания еще в начале недели, когда члены СК получили письма "из секретариата МСК". В не подписанной ни одной конкретной фамилией бумаге кинематографистов предупреждали, что цель встречи 8 декабря известна заранее и чрезвычайно опасна: это "создание совершенно новой организации, нового московского отделения союза" вместо уже существующего, но неугодного МСК. Аргумент в пользу существования отдельного союза кинематографистов Москвы приводился сильный: "при всем уважении к кинематографистам Иркутска и Самары" оставаться простым отделением москвичам кажется просто "оскорбительно".

Однако анонимную агитку с призывами отличить черное от белого получили, видимо, не все кинематографисты, и большинство собравшихся о нависшей угрозе не подозревали. По сравнению с предыдущим, прошедшим весьма темпераментно съездом СК нынешняя встреча была вяловатой. Взявший слово глава союза Никита Михалков казался равнодушным к содержанию собственной речи, которую торопливо читал по бумажке. Дежурные слова про решение "ежедневных проблем простых кинематографистов" видимого эффекта на зал не произвели.

Выступление последовавшего за господином Михалковым Даниила Дондурея драматургически было решено в другом ключе. Для общения с коллегами киновед избрал две интонации – грустную и обвиняющую. С первой господин Дондурей поделился с публикой чувством стыда, которое его все еще мучит после съезда СК: "Тогда мы о кино практически не говорили". Вторая пригодилась для призыва посмотреть по сторонам и найти кого-то моложе 50 лет. "У нас же нет молодежи! Молодые люди,которые делают кино, к нам не заходят, им здесь неинтересно",– восклицал оратор. Эмоциональную поддержку Даниилу Дондурею оказал Всеволод Шиловский. Правда, отсутствие молодежи он объяснил другой причиной: "Все же просто на работе".

Оживление в зале наметилось после выхода на трибуну Василия Иванова. Вступившись за стариков, господин Иванов заметил, что молодость в чистом виде хороша только в телятине, а существующий на фоне российского СК московский союз назвал ненужной матрешкой. Тему подхватил актер Евгений Стеблов, призвавший как можно скорее покончить с матрешками, годящимися только для иностранцев. Глубинный мотив конфликта между МСК и СК РФ актер объяснил отсутствием у московских кинематографистов внятного кандидата в собственные вожди. "Я говорил с одним из представителей так называемой оппозиции и спросил, есть ли у них масштабная фигура на пост руководителя. Он сам мне признался, что нет". Мелочные интриги против Никиты Михалкова, по мнению господина Стеблова, плетет группа закомплексованных людей. Им господин Стеблов посоветовал почаще вспоминать о Боге, а не о друге Никите, который "свои деньги делает совсем в другом месте".

Возможно, это сообщение переполнило чашу терпения присутствующей в зале Елены Уваровой. Член СК потребовала от главы союза немедленных объяснений тому, зачем она тратит свое рабочее время на разборки между непонятными организациями. На поставленный вопрос Никита Михалков ответил неожиданно развернуто и страстно, объявив, что хотя это не все здесь понимают, но пришло время определяться. "Меня нельзя заставить сидеть и смотреть, как нас обкрадывают",– заявил глава СК. Несколько противоречиво он прокомментировал и обвинения недоброжелателей, обвиняющих его в обогащении за счет СК: "Что тут можно украсть? Я тут теряю, а не приобретаю прорву денег". Эффектно заявив под конец, что работать так, как раньше, он не намерен, вопрос о реорганизации СК Никита Михалков предложил немедленно поставить на голосование.

Такого напора пожилая аудитория, в большинстве своем слабо понимающая суть конфликта, явно не ожидала, но на призывы проголосовать за единый и неделимый Союз кинематографистов России откликнулась почти единогласно. Ресурс в виде податливости зала господин Михалков использовал умело и до конца. После принятого решения о создании московского отделения в составе СК РФ глава союза немедленно предложил избрать его председателя и секретариат. Против ожиданий, в качестве кандидата на новоиспеченный пост Никита Михалков назвал не Андрея Смирнова, а Владилена Арсеньева. Не ожидавший такого поворота господин Арсеньев с новой ролью быстро смирился и после быстрой процедуры голосования пообещал в скором времени предъявить кинематографистам свою программу. Работа в руках господина Михалкова шла споро: еще через десять минут единым списком были утверждены кандидатуры в секретариат (среди прочих туда вошли Андрей Смирнов, Николай Губенко, Лариса Садилова, Марлен Хуциев). Под конец возбужденный председатель СК расцеловал господина Хуциева, который только что получил премию "Триумф". И еще неизвестно, кто из двоих при этом выглядел большим триумфатором.




КоммерсантЪ