15.12.2004

Требуется прорыв. Кабинету Фрадкова написали программу развития



Александр Беккер
Андрей Панов

Если российское государство сумеет организовать инновационный прорыв, к 2015 г. россияне будут жить не хуже, чем португальцы в 2003 г. Такова суть долгосрочного прогноза развития экономики, который Минэкономразвития представило в правительство. Эксперты сомневаются в организаторских способностях государства.

“Российская экономика подходит к поворотному рубежу”, — пишут авторы прогноза, который в составе программы социально-экономического развития России до 2009 г. направлен 10 декабря в правительство. При сложившейся структуре экономики, отмечают чиновники Минэкономразвития, производство товаров и услуг, или валовой внутренний продукт (ВВП) нашей страны, не может расти быстрее чем на 4-5% в год “даже при высоких мировых ценах [на сырье] и благоприятной динамике импортозамещения”. По мнению авторов прогноза, правительству придется выбирать между тремя сценариями экономической политики — базовым, инвестиционно-ориентированным и инновационным (см. таблицу на стр. А3).

По базовому варианту Россия не вырвется из сырьевой ловушки ни к 2012 г., ни к 2015 г. Он предполагает, что правительство не будет затевать “новых масштабных национальных проектов или стратегий”, а потому даже добыча нефти и газа будет расти медленно. Минфин продолжит проводить “жесткую денежную политику”, а реальный эффективный курс рубля “превышает уровень докризисного 1997 г. лишь к 2012 г.”. По этому сценарию российская экономика в 2005-2015 гг. растет на 4,7-4,2% в год.

Инвестиционный сценарий предполагает, что российская экономика будет и впредь развиваться с опорой на экспорт сырья. Правительство будет делать ставку на “капиталоемкие проекты”, нацеленные на наращивание объемов добычи сырья, “развязку "узких мест" в транспортной инфраструктуре”, “обеспечение населения доступным жильем” и превращение аграрного сектора в один из “серьезных источников” экономического роста. По этому варианту доля государственных инвестиций в ВВП возрастает “до как минимум 5%”. В этом случае темпы роста ускоряются с 6,1% в 2005-2007 гг. до 7,1% в 2011-2015 гг., но чиновники Минэкономразвития признают, что “выигрыш количества — темпов роста оборачивается относительными потерями в качестве. Капиталоемкие проекты развития нефтегазового сектора и транспорта относительно ограничивают пространство роста постиндустриальных секторов и вызывают перенапряжение в инвестиционной сфере”.

Лучший сценарий — инновационный, считают чиновники Минэкономразвития. Его можно рассматривать как “сценарий открытой экономики”, в которой структура инвестиций и производства интенсивно смещается в пользу информационного и высокотехнологичного сектора“, доля которого растет “с нынешнего уровня в 8,6% до 17% в 2005 г.”. По мнению авторов прогноза, инвестиционный климат в России будет неуклонно повышаться и уже к 2007 г. частный сектор из экспортера капитала станет его импортером. В этом случае к 2015 г. ВВП по паритету покупательной способности на душу населения достигнет $20 200. Последняя цифра соответствует уровню Чехии и Португалии, каким он был в 2003 г.

Таким образом, пока Россия решает задачу, сформулированную Владимиром Путиным в прошлогоднем послании Федеральному собранию, Португалия опять уйдет вперед. Это не обескураживает чиновников Белого дома. По словам одного из них, “куда важнее осуществить структурный маневр в экономике и заложить здоровый фундамент, чем буквально интерпретировать слова президента”.

“Амбициозные цели ставить нужно, — одобряет новый подход Минэкономразвития руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич. — Поскольку к 2010 г. мы не удваиваем ВВП, пусть будет к 2015 г.”. “Если мы ничего не будем делать, если не будет реформ и сохранится структура экономики, то мы получаем падение темпов, — говорит директор Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Андрей Белоусов. — А вот в случае реализации [отраслевых] стратегий можно прогнозировать удвоение ВВП к 2015 г.”. Впрочем, Белоусов поясняет, что реализация инновационного варианта возможна лишь при полной реализации всей среднесрочной программы, например развитии финансовых рынков, малых предприятий, снижении налоговой нагрузки.

Но большинство экономистов сомневаются в реалистичности планов Минэкономразвития — ведь инвестиционный климат в России ухудшается. “Последнее время аномальные истории происходят слишком часто, — напоминает главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. — Совместить рост со все новыми налоговыми претензиями крупнейшим компаниям просто невозможно”. “Никакой необходимости в реализации проектов в нефтяном секторе нет — он и сам демонстрирует быстрое развитие и модернизацию”, — добавляет Гурвич. По его мнению, главная задача реформаторов в том, чтобы улучшать качество самого государства, поскольку без снижения госвмешательства в дела бизнеса и укрепления судебной системы удвоения ВВП не получится.



Ведомости