Борис Ельцин -- это брэнд. Основатели российской команды "Формулы-1" рассказали о своих планахРоссийская команда "Формулы-1" Midland F1, которая начнет выступления в чемпионате мира с 2006 года, определилась с руководящим составом команды. В него, в частности, в качестве маркетингового директора вошел внук первого президента России Борис Ельцин-младший. О дальнейших перспективах Midland F1 корреспонденту АФСАТИ ДЖУСОЙТИ рассказали председатель совета директоров Midland Group АЛЕКС ШНАЙДЕР и управляющий партнер Midland F1 по России АЛЕКСАНДР РАДУНСКИЙ. Совладельцы команды "Формулы-1" Midland F1 Алекс Шнайдер (справа) и Александр Радунский (в центре) доверили пост директора по маркетингу Борису Ельцину-младшему (слева) Когда и как появилась идея создать собственную команду "Формулы-1"? Алекс Шнайдер: Около года назад. Я просто понял, что сейчас вполне удачное время, чтобы войти в "Формулу-1". В серии недобор вместо двенадцати, предусмотренных договором о согласии, выступают только десять команд. В такой ситуации создать новую команду куда легче, чем если бы стояла очередь из желающих. Упускать возможность не хотелось. Во-первых, потому, что команда "Формулы-1" очень хороший актив для нашей группы, а во-вторых, я ведь и сам уже давно являюсь фаном этих гонок. Так что в 2006 году в "Формуле-1" будет новая команда. Ряд предыдущих попыток создать и раскрутить новые команды закончилась провалом. Даже Ален Прост не смог вытянуть такой проект. Вас не пугает такая перспектива? А. Ш.: Нет. Мы довольно детально разговаривали на эту тему со многими людьми из мира "Формулы-1", и все сходились во мнении, что крах Проста, равно как и команды Arrows, вызван в первую очередь способами, которыми велись дела. Тут вопрос скорее в характере руководителей, в неспособности проявить в нужный момент гибкость. Мы надеемся не повторить таких ошибок. И все же команда "Формулы-1" для вас больше реализация личных амбиций или все-таки бизнес-проект? А. Ш.: И то и другое. Но бизнес в первую очередь. Midland Group занимается металлургией, и нам близко все, что связано с производством автомобилей. А сейчас в России и вообще на территории СНГ, где у нас сконцентрированы основные производственные мощности, наблюдается бум продаж новых машин. Я уверен, что со временем иностранные автоконцерны начнут массово открывать здесь свои производства. Естественно, им понадобится металл. И при выборе поставщика не в последнюю очередь они будут ориентироваться на имя компании. И участие в "Формуле-1" здесь придется как раз кстати. Почему вы решили позиционировать команду именно как российскую? Александр Радунский: Как уже сказал господин Шнайдер, на территории СНГ сконцентрированы основные производственные мощности Midland Group. Но при этом мы рассматриваем "Формулу-1" и как способ привлечения иностранных компаний к работе в России. У меня как у человека, давно уже работающего на российском рынке, равно как и у Midland Group, есть масса связей здесь, есть что предложить потенциальным партнерам. Так что создание команды это, скажем так, two way business, способ укрепить позиции как в России, так и за ее пределами. Почему вы предпочли создавать команду с нуля, а не купить готовую? Тот же Jaguar еще недавно стоял на продаже... А. Ш.: Мы рассматривали в том числе и возможность покупки команды Jaguar. Но, взвесив все за и против, остановились на нынешнем варианте. Дело в том, что, покупая готовую команду, получаешь вместе с тем техническим и людским потенциалом, который она наработала, и шлейф проблем, появившихся за время ее существования. И чтобы перестроить команду под себя, придется резать по живому. Неизбежно появляются недовольные, а совсем не хочется начинать с этого. Но мы и не стали пытаться делать все самостоятельно. Вместо того чтобы самим поодиночке нанимать специалистов, способных построить машину, вступили в партнерские отношения с компанией Dallara. У нее есть и опыт, и технологии создания гоночных машин как в "формульных" сериях, так и в американских гонках. Например, в IRL много команд используют шасси именно от Dallara. А. Р.: Однако мы все же не отказываемся от самой идеи покупки другой команды. Если в дальнейшем будет что-то продаваться, то мы рассмотрим варианты. Если окажется, что есть за что платить деньги, то купим. Чьи моторы будете использовать? А. Ш.: На данный момент мы ведем переговоры сразу с несколькими потенциальными поставщиками. Нужно просто получить все предложения и потом сделать свой выбор. Сколько стоят двигатели? А. Ш.: Только моторы на сезон, без электроники, без коробки передач обойдутся в зависимости от поставщика в $10-25 млн. Каким будет годовой бюджет команды? А. Ш.: $100-150 млн. Но он может увеличиваться по мере того, как будут появляться новые партнеры и спонсоры. Согласитесь, это немного... А. Ш.: Пока да, но не стоит забывать, что в "Формуле-1" в настоящее время идет работа по снижению расходов команд. Вводится масса ограничений, которые неизбежно приведут к этому. Кроме того, вскоре может быть пересмотрена и схема распределения средств, поступающих от продажи прав на телетрансляции. И команды станут получать от телевизионных денег больше. Так что сумма, по-моему, нормальная. Вы уже вступали в контакты с потенциальными спонсорами? А. Р.: Детальные переговоры со спонсорами еще не начались. Для начала надо создать некий продукт, а потом уже вести переговоры. В феврале в Москве у нас намечена официальная презентация команды, и после нее уже начнутся тесные контакты с потенциальными спонсорами. Если же говорить о круге возможных партнеров, то в первую очередь нас интересуют компании, желающие продвигать свою продукцию для конечного потребителя на международных рынках. Таких в России пока не очень много, но все же есть. Скажем, "Аэрофлот" признанный на международном рынке брэнд. Нефтяные компании, помимо собственно бензина производящие еще и масла и прочую автохимию, то есть то, что может купить каждый. Вообще, мы хотим донести до потенциальных спонсоров то, насколько выгоднее им, размещая свои логотипы на машине "Формулы-1", мелькать на экранах телевизоров, чем напрямую покупать рекламное время. Когда публика увидит "живую" машину? А. Ш.: Ближе к лету Dallara закончит ее создание. Пока же в Москве мы покажем макет. Кто вошел в штаб команды? А. Ш.: Могу назвать имя спортивного директора. Им стал Тревор Кардинг. Раньше он работал в "Формуле-3". Молодой, амбициозный, талантливый человек. Вообще, мы стремимся к тому, чтобы привнести в "Формулу-1" новую кровь, построить команду не так, как другие. И потому будем делать ставку на молодежь. Назначение Бориса Ельцина-младшего маркетинговым директором шаг именно в этом направлении, или же вы руководствовались в первую очередь соображениями имиджа? А. Р.: Борис Ельцин-младший просто по складу своего характера, по способностям человек, который подходит для этой работы. К тому же ему это интересно. Предложение я ему сделал месяца полтора назад, и он почти сразу согласился. К тому же "Борис Ельцин" это брэнд, от этого никуда не уйдешь. И потенциал, заложенный в нем, надо использовать. Что до функций, которые будут возложены на Ельцина-младшего, то они заключаются в работе со спонсорами, особенно западными, организации промоушн-акций и так далее. Немаловажно тут и то, что он прекрасно говорит по английски, все-таки учился на Западе. И еще он очень контактный, умеющий общаться человек. Это как раз то, что нужно. А что с гонщиками? А. Ш.: На данном этапе мы ведем переговоры с одним мексиканским пилотом. С его менеджером заключен предварительный контракт, и, судя по всему, он будет за нас гоняться. Согласитесь, российская команда без русского гонщика смотрится не очень убедительно... А. Ш.: К большому сожалению, на сегодняшний день в России нет ни одного гонщика, который мог бы сесть за руль машины "Формулы-1". Но, конечно, мы очень хотим, чтобы у нас был российский пилот. Есть пара человек, с которыми мы поддерживаем контакты, и, возможно, после того, как машина будет готова, мы пригласим их на тесты. Не исключено, что кто-то из них получит место тест-пилота. Но мы ведь не ограничимся участием только в "Формуле-1". У нас будет своя команда и в "Формуле-3". И вот там уже обязательно будет российский пилот. Если он будет прогрессировать и вырастет до уровня "Формулы-1", то получит контракт. С рядом потенциальных гонщиков мы уже вели переговоры. Просто они еще сами не знают, что у Midland Group будет не одна, а две команды. Ходили слухи, что у вас были контакты с Дэвидом Култардом... А. Ш.: Чуть более месяца назад я действительно разговаривал с его менеджером. Но говорить детально о пилотах, когда еще не готова машина, было неразумно. Поэтому дальше дело не пошло. КоммерсантЪ |