Не только потери. Цунами в Азии принесло авиаторам внеплановые доходыИлья Хренников Цунами в Юго-Восточной Азии, унесшее жизни 150 000 человек, открыло новый источник заработков для российских грузовых авиакомпаний. За прошедшие две недели они получили более $20 млн за услуги по перевозке гуманитарных грузов в пострадавший регион. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время заработки авиаторов вырастут еще больше. Цунами в Юго-Восточной Азии, которое унесло жизни 150 000 человек и разрушило побережье Таиланда, Шри-Ланки, Индонезии, произошло 26 декабря. Сразу после трагедии ООН и организация Красного Креста, национальные правительства и общественные организации начали направлять в Юго-Восточную Азию гуманитарную помощь. Представитель Chapman-Freeborn крупнейшего в мире авиационного брокера Джулия Браун рассказала Ведомостям, что с момента катастрофы ее компания организовала около 100 грузовых рейсов в пострадавший регион, около половины которых пришлось на российские грузовые авиакомпании, такие как Волга-Днепр, Полет, Тесис и др. Представитель UNICEF (фонд защиты детей ООН) Марк Вергара сообщил Ведомостям, что из-за большого спроса на перевозки их стоимость существенно выросла. Расценки за последние недели выросли на 5-10%, подтверждает исполнительный директор кипрского офиса авиакомпании Полет Михаил Аксаров. Рынок катастроф это традиционная ниша российских грузоперевозчиков, отмечает директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Они эксплуатируют военно-транспортные самолеты Ил-76 и "Руслан", которые используются для уникальных перевозок на чартерной основе. Тогда как западные "грузовики" летают на регулярных рейсах и их сложно выдернуть из расписания. Фрахт Руслана сейчас стоит от $350 000 до $500 000 за рейс, а Ил-76 от $150 000 до $200 000 за рейс, отмечает Аксаров из Полета. А по сравнению с прошлым годом фрахтовые расценки увеличились на 30-40%. Впрочем, Аксаров напоминает, что отчасти это произошло из-за двукратного роста цен на авиатопливо. В авиакомпании Волга-Днепр признаются, что за последний месяц перевезли на 60% больше грузов, чем за аналогичный период прошлого года. При этом последние два года компания активно зарабатывала на перевозке гуманитарных грузов для восстановления Афганистана и Ирака. По оценке Рыбака из Infomost, c момента катастрофы в пострадавшую Азию было отправлено около 15 000 т гуманитарных грузов. Авиаперевозчики получили за свои услуги около $45 млн, в том числе более $20 млн пришлось на российские грузовые авиакомпании. Аксаров из Полета соглашается с этой оценкой. Рыбак уверен, что российские авиаторы будут продолжать зарабатывать на последствиях цунами. В ближайшие недели объем перевозок в пострадавшую Азию будет только расти, говорит он. Как показывает опыт восстановления в Афганистане, пик перевозок гуманитарных грузов наступает не сразу, а через два-три месяца после разрушений. В Волге-Днепр и Полете подтверждают, что оформляют новые заказы на перевозки грузов в Азию. Впрочем, далеко не все компании стремятся заработать на последствиях катастрофы. Отдельные авиаперевозчики, такие как British Airways, Singapore Airlines и ВВС Бельгии, предоставляют нам самолеты для перевозки гуманитарных грузов бесплатно, отмечает Вергара из UNICEF. Ведомости |