Сотовая связь держит курс на удвоениеОпубликованные вчера итоги работы российских сотовых компаний в 2004 году схематично напомнили итоги всех последних лет; темпы роста рынка мобильной связи превзошли самые смелые прогнозы, при этом количество абонентов за год вновь удвоилось. И хотя в 2005 году специалисты ожидают некоторого снижения темпов роста сотовой индустрии, именно этот год обещает стать весьма содержательным в плане конкурентной борьбы крупнейших операторов. По данным iKS-Consulting, в 2004 году количество пользователей сотовой связи в России составило 74,36 млн человек. По сравнению с 2003 годом число сотовых абонентов выросло на 104% более чем в два раза. Уровень проникновения сотовой связи по итогам прошлого года составил 51,2%. Из 37,91 млн человек, подключившихся к сотовым сетям в 2004 году, более 20% сделали это в декабре 8,31 млн. Из них на МТС пришлось 3,6 млн подключений, на "Вымпелком" 3,3 млн, на "Мегафон" 0,9 млн. Как сообщал вчера Ъ, декабрь 2004 года стал рекордным по числу подключений за всю историю российского сотового рынка. По уточненной информации, которую вчера опубликовала группа iKS-Consulting, в декабре пользователями сотовой связи в России стали 8,31 млн человек почти 6% населения России. Также впервые в истории абонентская база количественно превысила отметку в 50% населения страны. Что указывает как на высокую покупательскую способность россиян, так и на неминуемое приближение спада темпов роста сотового рынка. Эксперты прогнозируют троекратный спад. "Если во все предыдущие годы сотовый рынок ежегодно увеличивался по количеству абонентов в два-три раза, то в 2005-м рост абонентской базы, скорее всего, будет на уровне уровне 35%, считает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. По цифрам 35% означает около 25 млн человек. По нашим расчетам, абонентская база сотовых компаний в России в нынешнем году достигнет отметки в 100 млн, а уровень проникновения приблизится к 70%". Стоит напомнить, что представители сотовых компаний в течение всего 2004 года говорили о том, что 2005 год будет последним, когда еще можно будет значительно расширить свои доли рынка. Поэтому было бы логично предположить, что в этом году операторы пойдут ва-банк, активно снижая цены на свои услуги. Эксперты при этом отмечают, что сотовый рынок России пока весьма разнороден, а поэтому одинаковых маркетинговых шагов для каждого региона ожидать нельзя. "На столичном рынке уровень проникновения в конце января составит 100%, и операторам не останется ничего делать, кроме как активно развивать так называемые программы лояльности, указывает Оксана Панкратова. МТС уже начала предлагать условия подключения, при которых годовой контракт дает абоненту скидку 15% на все услуги оператора или на выбор скидку 50% на входящую или исходящую связь. Напротив, в регионах, куда федеральные операторы пришли совсем недавно, например, Урал, Сибирь и Дальний Восток, столь изощренных действий в конкурентной борьбе ждать не приходится". Весьма популярным маркетинговым ходом в 2005 году, считает госпожа Панкратова, станут общефедеральные тарифы, при которых звонок в Москву или Новосибирск будет иметь равную стоимость, если, конечно, он осуществляется в рамках одной сотовой сети. Определенный потенциал для снижения стоимости сервиса сотовых компаний аналитики видят и в возможном изменении систем расчетов за услуги. "Снизить тарифы поможет внедрение системы Calling Party Pays, при которой вызов оплачивает звонящий, считает аналитик из 'Атона' Елена Баженова. Вопросы внедрения такой практики расчетов в России сейчас активно прорабатывают в Мининформсвязи. Зарубежный опыт показывает, что после начала работы такой системы активно растет абонентская база сотовых компаний и у них появляется дополнительный ресурс для снижения цены". Впрочем, в офисах сотовых компаний больших скидок не обещают. "Тарифы на сотовую связь в России и так самые низкие в Европе, говорит пресс-секретарь 'Вымпелкома' Юлия Остроухова. Поэтому операторы собираются проводить 'тонкую настройку' уже существующих тарифов и предлагать специальные нишевые тарифы под определенные группы пользователей". КоммерсантЪ |
|