"Мы не нефтяники". "Волготанкер" открещивается от "ЮКОСа"Глеб Столяров Илья Хренников Екатерина Долгошеева Волготанкер не нефтяная компания- рекламные растяжки и щиты с такой надписью появились недавно на улицах Москвы, причем слово нефтяная выкрашено в цвета ЮКОСа. Так крупнейший речной перевозчик отбивается от предъявленных ему налоговых претензий на сумму $25 млн.
В декабре 2004 г. налоговая служба Самарской области предъявила Волготанкеру претензии по доначисленным налогам за 2001 г. на 715 млн руб. (около $25 млн). Вице-президент Волготанкера Андрей Клейменов рассказывал, что налоговики потребовали от компании возврата НДС, которые сами же ранее возместили пароходству (как экспортный перевозчик, Волготанкер имеет право пользоваться нулевой ставкой НДС), но уже с пенями и штрафами. Вскоре ситуация начала развиваться по сценарию ЮКОСа: 12-13 января судебные приставы арестовали часть имущества Волготанкера в Самаре, а 20 января арестовали счета самарского филиала компании в Альфа-банке. Перевозчик не только оспорил действия налоговиков в суде, но и начал публичную борьбу. Волготанкер не нефтяная компания- такие надписи на рекламных щитах можно увидеть в центре Москвы, а также на Рублевском шоссе. Слово нефтяная выкрашено в цвета ЮКОСа желтый и зеленый. Пароходство разместило рекламу, чтобы привлечь внимание к тому, что Волготанкер честно работающая транспортная компания, за которой нет ни олигархических группировок, ни нефтедолларов, объясняет председатель совета директоров Волготанкера Александр Александрович. Еще в 2000 г. менеджмент Волготанкера во главе с Александровичем выкупил около 60% акций пароходства у ЮКОСа и не имеет отношения к опальной компании. Андрей Клейменов добавляет, что размещено четыре рекламных щита и две перетяжки на Кутузовском проспекте и Воздвиженке. Участники рекламного бизнеса оценивают стоимость такой акции в сумму от $15 000 до $30 000. Это имиджевая реклама, направленная на общественное мнение и высших чиновников. Места, которые выбрал "Волготанкер" для размещения своих щитов, это 100%-ное попадание в целевую аудиторию, констатирует президент Ассоциации коммуникационных агентств (АКАР) Игорь Янковский. Впрочем, он считает, что PR не поможет Волготанкеру добиться своих целей. Вице-президент ИК Атон Александр Агибалов отмечает, что это не первый случай размещения бизнесменами политической рекламы. Когда Олег Дерипаска боролся за алюминиевые активы с TransWorld Commodities, то на улицах висели плакаты Отменим толлинг. Хватит грабить Россию!. А Мечел, летом 2003 г. боровшийся с Евразхолдингом за сырьевые активы, размещал щиты с призывом Остановите банкротство Коршуновского ГОКа! и т. п. Непонятно, насколько действенна такая реклама, говорит Агибалов. По совпадению вскоре после появления рекламы дела Волготанкера пошли в гору. Вчера компания сообщила о возобновлении операций по банковским счетам компании, которые были заблокированы по поручениям от налоговой службы в четверг, 20 января. По словам Андрея Клейменова, счета пароходства разблокированы на основании исполнительного листа арбитражного суда Самарской области от 18 января 2004 г. Директор по корпоративному бизнесу филиала Самарский Альфа-банка Валерий Родионов сообщил, что в настоящий момент счета работают. Сами по себе растяжки на Кутузовском навряд ли могли переубедить чиновников. Я думаю, сработали прежде всего правовые аргументы Волготанкера, рассуждает аналитик ИК Проспект Наталья Одинцова. Она считает, что теперь пикдела Волготанкера уже позади дальнейших арестов имущества компании ожидать вряд ли следует, да и налоговые претензии, по ее мнению, могут сойти на нет. Однако на самарских налоговиков реклама в Москве не подействовала. Руководитель областного управления налоговой службы Александр Бахмуров говорит, что определение самарского арбитража не может иметь для его службы юридических последствий, поскольку оно вынесено в адрес несуществующей организации управления МНС. По его словам, УМНС ликвидировано около двух месяцев назад. Поэтому Бахмуров считает, что решение УФНС остается в силе, а банки, которые разблокировали счета, будут оштрафованы. Узнать его мнение о рекламе Волготанкера Ведомостям не удалось. Речной РR “Волготанкер” — не нефтяная компания, и теперь это знает каждый, кто ездит на работу по Кутузовскому проспекту или Воздвиженке. Рекламные щиты и растяжки соответствующего содержания должны убедить высших чиновников, что “Волготанкер” не имеет никакого отношения к “ЮКОСу”, и помочь перевозчику отбиться от налоговых претензий на $25 млн. Бороться с налоговой инспекцией при помощи наружной рекламы никто в России пока еще не пытался. Обычно, получив акт налоговой проверки, компании пытаются обжаловать его в суде, но в суд перевозчик ходил не раз и не раз у налоговиков выигрывал, и все равно не помогает. Инспекция снова предъявила претензии по тому же экспортному НДС, который однажды уже возместила компании по решению суда. А заодно арестовала банковские счета перевозчика и прочее имущество, включая береговые сооружения и три танкера. И в принципе не исключено, что рано или поздно налоговики все-таки добьются своего, что для “Волготанкера” смерти подобно, потому что схемы “ЮКОСа” тоже когда-то считались совершенно законными, а теперь от “ЮКОСа” ничего не осталось. Поэтому менеджмент пароходства вынужден искать нетрадиционные пути защиты. Незадолго до появления рекламных щитов компания обратилась с открытым письмом к президенту Владимиру Путину. В письме руководители компании опять же открещиваются от “ЮКОСа” как от чумы и утверждают, что действия налоговиков ведут компанию к разрушению и что невозможно представить себе гибель пароходства со 120-летней историей в интересах государства — если, конечно, речь идет не об обороне Севастополя. И что если налоговики действительно выполняют волю государства, то “Волготанкер” не будет спорить с ними “ни при каких обстоятельствах”, потому что он сам — “плоть от плоти государства”. Все это, конечно, очень трогательно, но к сути налогового спора не имеет никакого отношения. Интересно, если президент Путин прочитает письмо и позвонит, например, руководителю самарской налоговой инспекции, будет ли это означать, что все перевозчики, сдающие свои суда в аренду, считаются экспортерами и имеют право на возмещение НДС? Или только компании, не имеющие никакого отношения к “ЮКОСу”? Или только пароходства со 120-летней историей и 10-тысячным трудовым коллективом? Ведомости |
|||