04.02.2005

Издателей манит запретная реклама



Мария Мысова

Борьба антимонопольного ведомства с издателями, публикующими рекламу алкоголя, похоже, становится обычным делом. На днях управление завело дело в отношении “Комсомольской правды” в Нижнем Новгороде“и “Нижегородской витрины”. Издателям грозит штраф от 40 000 до 50 000 руб. Но участники рынка говорят, что затраты на штрафы, как правило, закладываются в расценки на рекламу.


Еженедельная газета “Нижегородская витрина” учреждена одноименной компанией. Бесплатно распространяется по офисам, предприятиям сферы услуг и почтовым ящикам города. Заявленный тираж – 150 000 экз. “Комсомольская правда” в Нижнем Новгороде” издается Агентством “Комсомольская правда – Форпост”. Распространяется через розничную сеть. Заявленный тираж – более 3 млн экз.

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области возбудило в среду два административных дела в отношении газет, рекламировавших алкогольные напитки крепостью выше 15%. Об этом сообщил “Ведомостям” сотрудник УФАС, пожелавший остаться неназванным. В газете “Комсомольская правда” в Нижнем Новгороде“в двух номерах (в конце прошлого года и в начале этого) был опубликован материал, в котором упоминалась водка “Стандарт”, а в “Нижегородской витрине” в декабре прошлого года — материал об алкогольной продукции компании “Русьимпорт”. В течение месяца УФАС будет вести расследование, говорит чиновник, и, если газеты будут признаны нарушителями законодательства, им грозит штраф от 40 000 до 50 000 руб.

Генеральный директор нижегородского выпуска “Комсомольская правда” Владимир Пашевич признал, что в газете дважды выходили материалы о водке “Стандарт”. Если антимонопольные органы признают газету виновной, оспаривать решения УФАС “Комсомольская правда” не будет, сказал он.

В журнале “Нижегородская витрина” о возбуждении административного дела узнали от “Ведомостей”, но от комментариев отказались. В московском и нижегородском офисах торгового дома “Русьимпорт” вчера также от комментариев отказались, сославшись на отсутствие руководства.

В ноябре прошлого года нижегородское антимонопольное ведомство уже возбуждало административные дела в отношении двух других газет. Тогда газете “Обзор цен” удалось доказать распространение спорного номера только по торговым точкам (в местах продаж реклама водки разрешена), а редактор “Нового формата” все же был оштрафован на 4000 руб.

Участники рынка отмечают, что газеты часто сознательно ставят алкогольную рекламу, уже заложив в ее цену возможные штрафы.

Это сложившаяся практика — заранее учитывать расходы на штрафные санкции в ответ на запрещение рекламы алкоголя, говорит председатель правления Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин.

С ним согласна и директор по маркетингу управляющей компании группы компаний “Десятый элемент” Ольга Иванова. Однако она уверяет, что массового распространения это не получило, так как гораздо выгоднее работать в рамках закона.

Пашевич из “Комсомольской правды” тоже признал, что некоторые нижегородские рекламодатели закладывают в рекламный бюджет возможные штрафы за рекламу алкоголя. Однако учитывает ли “Комсомолка” эти затраты, он сообщить отказался.

В УФАС знают о подобной практике, говорит сотрудник УФАС, просивший не упоминать его имени в печати. “Но эти факты недоказуемы”, — сетует он.

Но Шапкин из НАА обратил внимание на то, что теперь ФАС нашла способ штрафовать СМИ на значительные суммы за размещение рекламы алкоголя. С 1 января вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, который позволяет штрафовать издание за каждую полосу такой рекламы, сетует он. Первой жертвой, говорит Шапкин, стал ИД Hachette Filipacchi Shkulev, оштрафованный на беспрецедентную сумму — 800 000 руб. за 20 полос рекламы алкоголя.


ФАС ПРОТИВ БАНКОВ

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области возбудило дела об административных правонарушениях закона “О рекламе” в отношении нижегородских филиалов Альфа-банка и Банка Москвы. Как сообщили в УФАС, филиал Банка Москвы разметил в газете “Экстра Н” рекламу потребительского кредита по ставке 12% годовых в рублях и 9% годовых в долларах и евро, не предупредив о комиссии за ведение ссудного счета. А Альфа-банк в своем рекламном ролике в эфире радиостанции “Серебряный дождь” утверждал, что является лидером на рынке пластиковых карт в России. Если Альфа-банк представит доказательства своего лидерства, дело будет закрыто, сказали в УФАС.



Ведомости